Цель: развивать умение различать предлоги и приставки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите слова с приставкой по-.
– Назовите слова с приставкой под-.
– Что необходимо определить, чтобы написать слова с безударными гласными? (В какой части слова находится безударный звук.) Приведите свои примеры.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: волк, в..сёлый, в..дичка, Валя.
– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – весёлый, это прилагательное. Остальные слова – существительные. 2) Лишнее слово – волк, в этом слове все согласные обозначают твердые звуки. В остальных словах есть и твердые, и мягкие согласные звуки.)
– На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов. Третья буква встречается в каждом из этих слов. Какие это буквы? (Сегодня мы будем писать букву е, она является безударной гласной в слове весёлый. Будем писать букву о. В слове водичка она является безударной гласной. Также мы будем писать букву в. Она есть во всех написанных словах.)
Еов Вео Ове …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Все цепочки начинаются с прописной буквы. Последняя буква в каждой следующей цепочке становится на место первой.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны словосочетания:
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? (1) Можно разделить на слова из словаря и не из него. 2) На глаголы и существительные. 3) На слова с приставками и слова с предлогами.)
– Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока. (Сегодня мы будем говорить о правописании предлогов и приставок.)
V. Изучение нового материала.
Беседа по вопросам:
– Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)
– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) деревни, до нашей деревни
По (чему?) дороге, по узкой дороге
Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
VI. Закрепление нового материала.
1. Деление слов на группы.
На доске записаны слова:
(З..)горой, (з..)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н..)конверте, (н..)резать, (н..)листе, (н..)чертили.
– Запишите слова в два столбика. Вставьте пропущенные буквы.
2. Упражнение в распознавании предлогов и приставок. (упр. 342.)
3. На доске записаны стихотворные строки:
Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за) печь.
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от)мыла.
Сугробы снега вьюги (на)мели,
И грузовик, как баржа, (на)мели.
– Прочитайте стихотворные строки. Выпишите из них слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. Обоснуйте свой ответ.
VII. Письмо по памяти. (упр. 343.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как отличить приставку от предлога?
Домашнее задание. Упражнение 345, правила, с. 145, 147.