Урок 94
Жизненный подвиг Н. Г. Чернышевского
Цели: вызвать интерес учащихся к личности и судьбе Чернышевского; познакомить с фактами биографии писателя, повлиявшими на формирование его мировоззрения; показать роль Чернышевского в революционном движении 60-х годов XIX века, его огромное воздействие на современников.
Наглядные пособия: портреты Н. Г. Чернышевского, фотографии.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на свете.
А. В. Луначарский
I. Вступительное слово учителя.
Писатель-демократ Н. Г. Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – ученый, экономист, философ, литературный критик, писатель, революционный демократ. Жизнь Чернышевского, его личность и творчество (философское, публицистическое и литературное) – центральное явление 50–60-х годов XIX века. Все крупнейшие поэты и писатели второй половины XIX века испытали на себе воздействие Чернышевского как литературного критика и теоретика искусства.
«Личность этого человека так благородна, величественна и вместе так симпатична и прекрасна, деятельность его так чиста и сильна, влияние его так громадно, что чем более всматриваешься в черты этого человека, тем сильнее и сильнее проникаешься безусловным уважением и любовью к нему. Гениальный ум, благороднейший характер, твердость воли… сердце, открытое сочувствию ко всему, что прекрасно в мире… жизнь без тени порока, полная борьбы и деятельности, – все, чем может быть прекрасен и велик человек, соединились в нем», – писал когда-то Н. Чернышевский о Г. Лессинге. То же самое можно сказать и о нем самом.
II. Рассказы учащихся о биографии Н. Г. Чернышевского.
1. Детство и юность (1828–1846)
Родился в 1828 г. в семье саратовского священника Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны, урожденной Голубевой. До 12 лет учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью. В семье Чернышевских с большим уважением относились к книгам. «Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано», – писал Чернышевский в «Автобиографии».
В 1842–1845 гг. Чернышевский учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки, в том числе и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким, французским, английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная карьера не привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.
В 1846 г. Чернышевский поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.
2. В Петербургском университете
Занятия в университете составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история, политэкономия, эстетика, философия, политика, литература.
В период учебы в университете были выработаны основы мировоззрения Чернышевского. «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».
3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель
Саратовской гимназии (1851–1853)
В апреле 1851 г. Чернышевский вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые сформировались у него в студенческие годы.
«У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою – я такие вещи говорю в классе» [10. С. 105], – признавался Чернышевский Ольге Сократовне Васильевой, своей будущей жене.
Чернышевский рассказывал гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве…
4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства
к действительности»
Работа была закончена в 1853 г., а публичная защита диссертации происходила 10 мая 1855 г. Университетское начальство всячески оттягивало защиту, так как считало работу и спорной, и «посягающей на общепризнанные основы философско-эстетической науки»[10. С. 106]. Чернышевский считал необходимым разобраться, в каком соотношении между собой находятся действительность и искусство, что есть прекрасное в жизни и искусстве. Ему удалось сделать один из главных для его эстетической теории выводов: «Природа и жизнь выше искусства».
5. Знакомство Н. Г. Чернышевского с Н. А. Некрасовым (1853).
Работа в «Современнике» (1854–1862)
Под руководством Чернышевского и Некрасова, а с 1857 г. и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала «Современник». Чернышевский вел отдел критики и библиографии, позже сосредоточился на политических и экономических темах. С 1859–1862 гг. возглавлял политический отдел. В своих статьях отстаивал интересы народа. «Избавьте нас от Чернышевского – ради общего спокойствия», – писал анонимный доносчик в охранное отделение.
6. Чернышевский в Петропавловской крепости.
Гражданская казнь
7 июля 1862 г. Чернышевский был арестован. Поводом послужила прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Авторство приписали Чернышевскому, хотя это установить не удалось. 678 дней провел писатель в Петропавловской крепости, а затем на Мытнинской площади в Петербурге 18 мая 1864 г. над Чернышевским был совершен фарсовый обряд гражданской казни с выставлением его к позорному столбу. На груди была прикреплена дощечка с надписью «Государственный преступник».
Чернышевский был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири.
7. В ссылке (1864–1883)
Кадаинский рудник Нерчинского горного округа, город Вилюйск – места пребывания осужденного Чернышевского. Тяжелейшие условия жизни. Предпринимались неоднократные попытки освобождения Чернышевского, но все они не удались. «Освобождение» пришло после убийства народниками Александра I.
8. Последние годы жизни
В Астрахани – жизнь под надзором полиции в течение 6 лет.
В Саратове – последние месяцы жизни. Чернышевский не терял бодрости духа. Он, по своим собственным словам, «переводил, писал, думал».
Домашнее задание.
Чтение романа «Что делать?».