Урок 94 ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

0
566
литература

Урок 94
Жизненный подвиг Н. Г. Чернышевского

Цели: вызвать интерес учащихся к личности и судьбе Чернышевского; познакомить с фактами биографии писателя, повлиявшими на формирование его мировоззрения; показать роль Чернышевского в революционном движении 60-х годов XIX века, его огромное воздействие на современников.

Наглядные пособия: портреты Н. Г. Чернышевского, фотографии.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Чернышевский – одна из прекраснейших по своей законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на свете.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Писатель-демократ Н. Г. Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – ученый, экономист, философ, литературный критик, писатель, революционный демократ. Жизнь Чернышевского, его личность и творчество (философское, публицистическое и литературное) – центральное явление 50–60-х годов XIX века. Все крупнейшие поэты и писатели второй половины XIX века испытали на себе воздействие Чернышевского как литературного критика и теоретика искусства.

«Личность этого человека так благородна, величественна и вместе так симпатична и прекрасна, деятельность его так чиста и сильна, влияние его так громадно, что чем более всматриваешься в черты этого человека, тем сильнее и сильнее проникаешься безусловным уважением и любовью к нему. Гениальный ум, благороднейший характер, твердость воли… сердце, открытое сочувствию ко всему, что прекрасно в мире… жизнь без тени порока, полная борьбы и деятельности, – все, чем может быть прекрасен и велик человек, соединились в нем», – писал когда-то Н. Чернышевский о Г. Лессинге. То же самое можно сказать и о нем самом.

II. Рассказы учащихся о биографии Н. Г. Чернышевского.

1. Детство и юность (1828–1846)

Родился в 1828 г. в семье саратовского священника Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны, урожденной Голубевой. До 12 лет учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью. В семье Чернышевских с большим уважением относились к книгам. «Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано», – писал Чернышевский в «Автобиографии».

В 1842–1845 гг. Чернышевский учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки, в том числе и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким, французским, английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная карьера не привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.

В 1846 г. Чернышевский поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.

2. В Петербургском университете

Занятия в университете составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история, политэкономия, эстетика, философия, политика, литература.

В период учебы в университете были выработаны основы мировоззрения Чернышевского. «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».

3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель
Саратовской гимназии (1851–1853)

В апреле 1851 г. Чернышевский вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые сформировались у него в студенческие годы.

«У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою – я такие вещи говорю в классе» [10. С. 105], – признавался Чернышевский Ольге Сократовне Васильевой, своей будущей жене.

Чернышевский рассказывал гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве…

4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства
к действительности»

Работа была закончена в 1853 г., а публичная защита диссертации происходила 10 мая 1855 г. Университетское начальство всячески оттягивало защиту, так как считало работу и спорной, и «посягающей на общепризнанные основы философско-эстетической науки»[10. С. 106]. Чернышевский считал необходимым разобраться, в каком соотношении между собой находятся действительность и искусство, что есть прекрасное в жизни и искусстве. Ему удалось сделать один из главных для его эстетической теории выводов: «Природа и жизнь выше искусства».

5. Знакомство Н. Г. Чернышевского с Н. А. Некрасовым (1853).
Работа в «Современнике» (1854–1862)

Под руководством Чернышевского и Некрасова, а с 1857 г. и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала «Современник». Чернышевский вел отдел критики и библиографии, позже сосредоточился на политических и экономических темах. С 1859–1862 гг. возглавлял политический отдел. В своих статьях отстаивал интересы народа. «Избавьте нас от Чернышевского – ради общего спокойствия», – писал анонимный доносчик в охранное отделение.

6. Чернышевский в Петропавловской крепости.
Гражданская казнь

7 июля 1862 г. Чернышевский был арестован. Поводом послужила прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Авторство приписали Чернышевскому, хотя это установить не удалось. 678 дней провел писатель в Петропавловской крепости, а затем на Мытнинской площади в Петербурге 18 мая 1864 г. над Чернышевским был совершен фарсовый обряд гражданской казни с выставлением его к позорному столбу. На груди была прикреплена дощечка с надписью «Государственный преступник».

Чернышевский был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири.

7. В ссылке (1864–1883)

Кадаинский рудник Нерчинского горного округа, город Вилюйск – места пребывания осужденного Чернышевского. Тяжелейшие условия жизни. Предпринимались неоднократные попытки освобождения Чернышевского, но все они не удались. «Освобождение» пришло после убийства народниками Александра I.

8. Последние годы жизни

В Астрахани – жизнь под надзором полиции в течение 6 лет.

В Саратове – последние месяцы жизни. Чернышевский не терял бодрости духа. Он, по своим собственным словам, «переводил, писал, думал».

Домашнее задание.

Чтение романа «Что делать?».

поурочный план, 10 класс, русская литература

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь