Урок 94 японские трехстишия. МАцуо басё
Цели: познакомить с народным творчеством Японии, с использованием трехстиший в речи, их особенностями.
Методические приемы: комментированное чтение текста, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения Байрона (с комментированием).
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Комментированное чтение учителя. С. 235–238.
2. Ответы учащихся на контрольные вопросы, запись ответов
(составление плана).
1) Хокку – краткое лирическое стихотворение.
2) Выражение мыслей и чувств.
3) Лаконизм (краткость).
4) Темы – жизнь природы и человека.
5) Слоги, ударения, рифмы.
6) Поэтическая картина, набросанная двумя-тремя словами; смысл будет понят только при внимательном чтении.
7) Хокку и живопись.
8) Звуковые образы.
9) Трехстишие требует от читателя работы воображения, а не дословного перевода.
3. Рассматривание иллюстраций, помещенных в учебнике, вышивок в японском стиле, выполненных учащимися.
4. Работа по конспекту статьи Д. С. Лихачева «Искусство открывает нам большой мир».
Первый пункт статьи. (Русская культура – открытая культура… все принимающая и все творчески осмысливающая.)
Третий пункт. (Ценность замечательных художников в том, что они «разные».)
Четвертый пункт. (Не будем бояться нового и будем ценить то, что дает нам прогрессивная мировая литература.)
Вывод. Искусство других народов открывает нам большой мир.
Домашнее задание: прочитать японские трехстишия (с. 239–240).