Урок 93.ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Цели: развивать умение писать приставки всегда одинаково, независимо от их произношения, и слитно; осознанно употреблять слова с приставками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какое стихотворение вы подобрали?
– Назовите слова с приставками. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: перехо.., переез.., перегру..ка, перечница.
– Прочитайте слова. Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово – перечница, в нем пере – часть корня. В остальных словах пере – приставка.)
перезд перезздд …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Цепочка состоит из приставки и букв, которые являются орфограммами данных слов: переход – переходы, переезд – переезды, перегрузка – грузить. Количество букв-орфограмм в каждой последующей цепочке увеличивается на одну.)
IV. Изучение нового материала.
1. На доске записано слово: полетел.
– Прочитайте написанное слово. Разберите его по составу.
Учитель помогает определить суффиксы в данном слове.
– Докажите, что в слове полетел есть приставка. (Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)
– Подберите к слову полетел однокоренные слова с другими приставками. (Залетел, отлетел, подлетел, пролетел, перелетел.)
Учитель записывает названные слова на доске, а учащиеся в тетради.
– Разберите слова по составу:
– Скажите, отделяются ли на письме приставки от корня? (Приставки не отделяются на письме от корня.)
– Почему приставки на письме нельзя отделить от корня? (Приставка является частью слова.)
– Найдите в данных словах приставки, которые пишутся не так, как произносятся. (В слове отлетел пишется приставка от, а произносится [ат]. В слове подлетел пишется приставка под, а произносится [пад]. В слове пролетел пишется приставка про, а произносится [пра]. В слове перелетел пишется приставка пере, а произносится [пири].)
– Зависит ли правописание приставок от их произношения? (Правописание приставок не зависит от их произношения.)
Учитель вывешивает таблицу «Правописание приставок».
– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.
– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план:
1) Как найти приставку в слове?
2) Можно ли на письме отделять приставку от корня?
3) Как пишутся приставки в словах?
2. Знакомство с правилом, с. 139.
V. Закрепление нового материала.
1. Списывание с орфографическим заданием. (упр. 329.)
2. Запись слов под диктовку с комментированием.
Учитель диктует слова: подбежать, просыпать, перебросить, обогнать, надрйзать, нарисовать, заплакать, отбежать, прочитать, поиграть, слететь, описать.
3. На доске записаны слова:
удоч..ка п..р..плёт
книга п..белка
ст..кан пр..бежка
заря..ка н..звание
кресло п..дст..канник
песня п..длокотник
окно п..плавок
ремонт пр..пев
произведение з..гадка
фольклор п..д..конник
– К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы.
4. Работа над загадкой. (упр. 331.)
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как пишутся приставки в словах?
Домашнее задание. Упражнение 332, правило, с. 139.