Цели: уточнить знания детей о приставке как части слова и о ее роли в нашей речи; развивать умение выделять в слове приставку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ контрольного списывания с заданием.
III. Минутка чистописания.
На доске записана схема:
– Посмотрите на схему и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Сегодня мы будем писать букву ф. С нее начинаются все слова в схеме: факел, факир, факт, фант, филин.)
фи фии фиии …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (После строчной буквы ф пишется строчная буква и. В каждой последующей цепочке количество строчных букв и увеличивается на одну.)
IV. Нахождение приставок в словах.
1. Постановка цели урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Состав слова». Из каких частей состоят слова? Приведите свои примеры.
– Расскажите все, что вы знаете о приставке.
– Какой вопрос вам подготовил Почемучка? Как вы ему ответите?
2. Разбор слов по составу. (упр. 326.)
3. Работа с правилом по учебнику.
4. На доске записаны цепочки слов:
Запах, забота, забег.
Поговорка, повязка, подушка.
Просидишь, прощаешь, протекаешь.
– Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Обозначьте приставки. (В первой цепочке слов лишнее слово – забота. В этом слове нет приставок, за – это часть корня: В остальных словах есть приставки Значит, в первой цепочке слов я запишу слова: запах, забег. И т. д.)
5. Упражнение в распознавании слов с приставками. (упр. 327.)
6. На доске записаны слова:
развязать – … вбежать – …
разложить – … внести – …
развернуть – … вползти – …
разлепить – … вскочить – …
– К данным словам припишите противоположные по значению слова с тем же корнем. Выделите приставку.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как вы находите приставки в словах?
Домашнее задание. Упражнение 328; подобрать стихотворение, в котором есть слова с приставками.