Урок 92 ПОЭМА-ЭПОПЕЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО». ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ

0
621
схемы

Урок 92
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».
Жанр и композиция

Цели: вызвать у учащихся живой интерес к произведению «Кому на Руси жить хорошо»; рассказать о творческой истории поэмы-эпопеи; охарактеризовать особенности жанра и композиции.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы (можно остановиться на 3–4 вопросах) и задания:

1. Расскажите об основных темах и мотивах лирики Н. А. Некрасова.

2. Прочитайте (наизусть) и проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3. Какова основная тема и идея поэмы «Саша»?

4. Дайте характеристику одной из поэм Некрасова («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка»).

5. Как вы понимаете драматический смысл финала поэмы «Коробейники»?

6. Чем влекла Некрасова тема декабризма? Что поэт написал о декабристах?

7. Какие особенности русского национального характера дороги Некрасову в поэме «Мороз, Красный нос»?

8. Покажите своеобразие некрасовского пейзажа.

9. Некрасов назвал свою Музу «музой мести и печали». Согласны ли вы с этим?

10. Как вы понимаете слова: гражданственность, психологизм, лиризм, эпопея, драма?

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо».
Жанр и композиция поэмы-эпопеи

«Кому на Руси жить хорошо» – вершинное произведение Некрасова, плод его неустанного труда.

В течение 20 лет поэт собирал материалы о народной жизни «по словечку». Появилось произведение, грандиозное по широте замысла и глубине проникновения в психологию людей, различных по социальному положению.

Поэт начал работать над «народной книгой» в 1863 году, а закончил ее тяжелобольным человеком в 1877 году с горьким сознанием незавершенности. «Одно, о чем сожалею глубоко, – это что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”», – говорил поэт незадолго до смерти. Но и в незавершенном виде «Кому на Руси жить хорошо» – великое произведение о народе и для народа.

О композиции. Поэт не успел сделать распоряжение о последовательности частей поэмы. Единственное, что известно, часть «Пир – на весь мир» Некрасов хотел поместить за «Последышем». Итак, литературоведы пришли к выводу, что за «Прологом. Часть первая» должны следовать части «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир». Все эти части связаны темой дороги.

О жанре. По мнению М. Г. Качурина, «перед нами эпопея» – художественное произведение, в котором отражены «великие исторические события, целые эпохи в жизни страны и народа». Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» – реалистическая поэма-эпопея.

О сюжете. Сюжет близок к народным сказкам о поисках мужиками-правдоискателями счастливого человека. Начало поэмы («В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…») напоминает сказочный зачин. Семь мужиков из шести деревень «сошлись», заспорили («Кому живется весело, вольготно на Руси?») и отправились на поиски по-настоящему счастливого человека. Все, что увидели странники во время путешествия по Руси, с кем встречались, кого выслушивали, и составляет содержание поэмы-эпопеи.

III. Комментированное чтение поэмы (по выбору).

Обратить внимание на основные художественные образы (собирательный образ мужиков, образы народных заступников, типические образы помещика, попа, крестьян).

Домашнее задание.

1. Чтение поэмы.

2. Ответить (устно) на вопросы:

1) Творческая судьба «Кому на Руси жить хорошо».

2) Особенности жанра и композиции.

3. Подготовить выразительное чтение понравившихся строк поэмы.

4. Индивидуальные задания (по группам).

Сочинение (или сообщение):

1-я группа – «Савелий – богатырь святорусский».

2-я группа – «Образ Якима Нагого».

3-я группа – «Ермил Гирин и его представление о счастье».

4-я группа – «Матрена Тимофеевна – женщина с сильным характером».

5-я группа – «Образ “народного заступника” Гриши Добросклонова».

поурочный план, 10 класс, русская литература