Урок 9. звуки в речи
Цели: развивать умение делить слова на слоги; правильно ставить ударение; осмысленно произносить звуки.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
На доске чертится схема:
Вопрос-задание:
– Подберите слова к данной схеме.
Варианты ответов детей: стена, диван, тетрадь, ковёр, футбол и т. д.
Примечание. Ответы учащихся анализируются.
Физкультминутка
■ Развитие речи учащихся. Составление рассказа по сюжетной картинке в учебнике.
Работа по учебнику: с. 14.
Вопросы:
– Что вы видите на верхней картинке?
– В какие игры играют мальчики?
– Что вы видите на нижней картинке?
– Что делает папа?
– Что делает девочка в зеленом платье?
– Что делает девочка в красном платье?
– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу? (Звук [a].)
– Когда еще так говорят? (На приёме у врача. Когда что-либо вспомнят, когда обрадуются и т. д.)
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
Вывод: звуки мы произносим и слышим.
Работа по учебнику: с. 15.
Составление предложений по схеме.
– Сколько слов в предложении? (Три.)
– Ответьте на вопросы, опираясь на схему предложения.
Вопросы:
– Как жужжат пчелы? (Пчелы жужжат: ж–ж–ж.)
– Как звенят комарики? (Комарики звенят: з–з–з.)
– Как шипит воздух? (Воздух шипит: ш–ш–ш.)
– Как рычит собака? (Собака рычит: р–р–р.)
Слово учителя. Обратите внимание: на схеме предложения отдельный звук изображается в виде квадратика.
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
– Как шуршат листья под ногами? (Ш–ш–ш.)
– Как воет волк? (У–у–у.)
– Как фыркает ёжик? (Ф–ф–ф.)
– Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике? (С–с–с.)
– Какой звук слышится, когда шипит масло в сковороде на огне? (Ш–ш–ш.)
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.