Урок 11. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

0
461

Урок 11. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным
(закрепление)

Цели: развивать умение отличать гласные звуки от согласных; уметь слышать слияние согласного звука с гласным; развивать логическое мышление; умение делить слова на слоги.

Оборудование: учебник; рисунки с изображением роз, маков; картинка с изображением кота.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

■ Развитие речи учащихся.

Скороговорка: Слишком много ножек у сороконожек.

● Игра «Какое слово задумано?».

Выставляется схема:

Учитель предлагает отгадать по этой схеме, какое слово он задумал.

Вопрос:

– Это название цветов? (Розы, маки.)

Учитель показывает картинки с изображением роз, маков.

– Еще одно слово – название посуды для цветов. (Ваза.)

Физкультминутка

● Игра «Кто это? Что это?».

Учитель показывает картинку с изображением кота.

Вопрос:

– Кто это? (Кот, кошка.)

Учитель. Правильный ответ поможет найти схема слова.

 Работа по учебнику: с. 18.

1) Анализ слова кот.

Вопросы:

– Сколько слогов в слове кот? (Один.)

– Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите? (ко-.)

– А каким звуком заканчивается слово кот? (Звуком [т].)

– Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)

– Почему? (Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.)

Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука, согласный и гласный, слились, образовав слияние; третий звук, согласный, находится за пределами слияния.

– Произнесите все слово целиком. (Кот.)

– Посмотрите, как слово кот обозначено схемой:

2) Анализ слова мяч. (Аналогично.)

Физкультминутка

 Работа по учебнику: с. 18–19.

Вопрос:

– Героев какой сказки вы видите на картинке? («Волк и семеро козлят».)

▲ Чтение учителем сказки «Волк и семеро козлят».

Волк и семеро козлят

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

– Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла – молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

– Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытца водицы!

Козлята ему отвечают:

– Слышим, слышим – да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

– Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла – молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

– Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, – дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

– Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла – молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала – никто ей не отвечает. Видит – дверь отворена, вбежала в избушку – там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку – начала горевать, горько плакать:

– Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

– Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

– Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да – прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

● Игра «Назови одним словом».

 Работа по учебнику: с. 19.

Вопросы:

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Стул, стол, кровать, шкаф.)

– Назовите все эти предметы одним словом. (Мебель.)

III. Итог урока. Рефлексия.

– Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь