Цели: развивать умение отличать звук от буквы; углубить знание о роли гласных букв е, ё, ю, я.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие слова называются однокоренными?
– Какие однокоренные слова, отвечающие на вопрос что делать?, вы подобрали?
III. Минутка чистописания.
– На доске записаны слова: б..льница, б..льной, б..льшой, б..леет.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова начинаются на букву б, и во всех словах пропущена безударная гласная о, проверяемая ударением: больница – боль, больной – боль, большой – буль- ше, …)
– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово большой, оно не является общим по смыслу с остальными словами.)
Ббо Ббоо Ббооо …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.
(Большая и маленькая буквы б сочетаются в цепочках с орфограммой данных слов – буквой о. Количество букв о в каждой цепочке увеличивается на одну.)
IV. Наблюдение над особенностями звука и буквы.
1. Работа над упражнением 34.
2. Работа по вариантам.
На доске запись:
Вариант I
Сухарь, пенал, пузырьки, сосна, голубь, сом.
Вариант II
Письмо, чашка, песок, большой, редька, кот.
– Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
3. Вывод: произнесенное слово состоит из звуков, а написанное – из букв. Буква – это знак для обозначения звука. Буквы ь, ъ звуков не обозначают.
Чтение сведений по языку на с. 18.
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если первый звук в слове произносится мягко, вы сделаете наклон вперед, если твердо – наклон назад.
Учитель называет слова: весна, люстра, лист, пятка, солнце, сурок, кино, тетрадь, лютики, зонт, бобры, лыжи, ребята, люди.
V. Повторение гласных букв.
1. Записать гласные буквы в алфавитном порядке.
– Сколько гласных букв в русском алфавите?
2. Работа над упражнением 36.
VI. Наблюдение над ролью букв е, ё, ю, я.
1. На доске записаны слова: юла, яма, ели, ёжик.
– Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Сколько букв?
2. Чтение сведений по языку на с. 19, с. 20 (вверху).
– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
3. На доске запись:
Вариант I Прямой – …, черная – …, |
Вариант II Юг – …, мелко – …, |
– Напишите слова с противоположным значением (антонимы).
– Подчеркните слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
4. Работа с предметными картинками.
Учитель выставляет на наборное полотно предметные картинки: люстра, петух, котенок, утята.
– Запишите словами предметы, которые вы видите на этих картинках.
– Подчеркните слоги с мягкими согласными.
– Что обозначают буквы е, ё, ю, я после согласных?
– Прочитайте об этом в учебнике.
VII. Итог урока.
– Что такое буква?
– Какие буквы звуков не обозначают?
– Какие буквы могут обозначать два звука?
Домашнее задание. Упражнение 38.