Урок 9 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
15
программирование

Ц е л ь: ознакомить с особенностями однородных членов предложения.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся под диктовку записывают слова:

Буфет, берет, акробат, вопрос, гладкий, глазки, лопатка, лодка, монетка, косьба, комнатка, краска, крепко, мягкий, узкий.

Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их написание.

– Что объединяет эти слова? (Парные согласные.)

Устно выполняется к о л л е к т и в н а я п р о в е р к а.

II. Актуализация опорных знаний.

И г р а «Найди пару».

О п и с а н и е. На доске записаны предложения и даны их схемы, но порядок расположения предложений и схем не соответствует правильному выбору.

Учащиеся должны соединить стрелкой схему с соответствующим предложением, то есть «найти пару»: предложение и его схему.

1. Ребята поставили в классе аквариум.

2. Там плавают маленькие рыбки.

3. Ребята ухаживают за аквариумом.

1.

2.

3.

III. Наблюдения над особенностями однородных членов и употреблением в речи предложений с однородными членами.

1. П о с т а н о в к а у ч е б н о й з а д а ч и.

– Прочитайте в учебнике название темы, которую мы начинаем изучать.

– Какова ваша задача сегодня на уроке? (Нам нужно узнать, какие члены предложения называются однородными и с какой целью мы их употребляем в речи.)

Н а д о с к е записаны три предложения.

1) В саду 2) В саду 3) В саду

– Подумайте, нельзя ли сказать о том же самом, но кратко. Можно ли из трех предложений составить одно?

– Запишите получившееся предложение и подчеркните грамматическую основу.

Учащиеся записывают в тетрадях предложение:

– Какое предложение получилось? Для чего в речи нужны такие предложения? (У нас получилось предложение, в котором три подлежащих и одно сказуемое. Нужны нам в речи такие предложения для того, чтобы сделать нашу речь более краткой, более четкой.)

IV. Формирование новых знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 24 устно.

На доске составляют схемы двух первых предложений.

1-е предложение

2-е предложение

Учащиеся анализируют схемы и отвечают на вопросы:

– Чем отличаются предложения по составу?

– Является ли первое предложение распространенным? А второе?

З а д а н и е. Прочитайте сведения о языке на с. 14.

– Посмотрите на схемы, составленные к упражнению 24. В каком предложении есть однородные подлежащие?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 25.

– Выпишите предложения, в которых при одном сказуемом два подлежащих. Разберите эти предложения по составу.

– Как вы думаете, однородными членами предложения могут быть только подлежащие?

3. В ы п о л н е н и е упражнения 26 по заданию учебника.

– Прочитайте сведения о языке на с. 15. Верно ли вы рассуждали?

V. Распознавание однородных подлежащих и сказуемых в предложении.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 28.

Р а б о т а проводится по вариантам.

В а р и а н т I – выписывают предложения с однородными подлежащими, разбирают их по составу.

В а р и а н т II – выписывают предложения с однородными сказуемыми и разбирают их по составу.

– Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу товарища.

Коллективно проводится лексическая работа и разбираются слова по составу.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие однородные члены предложения вы знаете?

– Предположите, могут ли быть однородными членами дополнения, обстоятельства и определения. А вот верно ли вы предполагаете, мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание: упражнение 27.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь