Ц е л ь: ознакомить с особенностями однородных членов предложения.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся под диктовку записывают слова:
Буфет, берет, акробат, вопрос, гладкий, глазки, лопатка, лодка, монетка, косьба, комнатка, краска, крепко, мягкий, узкий.
Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их написание.
– Что объединяет эти слова? (Парные согласные.)
Устно выполняется к о л л е к т и в н а я п р о в е р к а.
II. Актуализация опорных знаний.
И г р а «Найди пару».
О п и с а н и е. На доске записаны предложения и даны их схемы, но порядок расположения предложений и схем не соответствует правильному выбору.
Учащиеся должны соединить стрелкой схему с соответствующим предложением, то есть «найти пару»: предложение и его схему.
1. Ребята поставили в классе аквариум. 2. Там плавают маленькие рыбки. 3. Ребята ухаживают за аквариумом. |
1. 2. 3. |
III. Наблюдения над особенностями однородных членов и употреблением в речи предложений с однородными членами.
1. П о с т а н о в к а у ч е б н о й з а д а ч и.
– Прочитайте в учебнике название темы, которую мы начинаем изучать.
– Какова ваша задача сегодня на уроке? (Нам нужно узнать, какие члены предложения называются однородными и с какой целью мы их употребляем в речи.)
Н а д о с к е записаны три предложения.
1) В саду 2) В саду 3) В саду
– Подумайте, нельзя ли сказать о том же самом, но кратко. Можно ли из трех предложений составить одно?
– Запишите получившееся предложение и подчеркните грамматическую основу.
Учащиеся записывают в тетрадях предложение:
– Какое предложение получилось? Для чего в речи нужны такие предложения? (У нас получилось предложение, в котором три подлежащих и одно сказуемое. Нужны нам в речи такие предложения для того, чтобы сделать нашу речь более краткой, более четкой.)
IV. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 24 устно.
На доске составляют схемы двух первых предложений.
1-е предложение |
2-е предложение |
Учащиеся анализируют схемы и отвечают на вопросы:
– Чем отличаются предложения по составу?
– Является ли первое предложение распространенным? А второе?
З а д а н и е. Прочитайте сведения о языке на с. 14.
– Посмотрите на схемы, составленные к упражнению 24. В каком предложении есть однородные подлежащие?
2. В ы п о л н е н и е упражнения 25.
– Выпишите предложения, в которых при одном сказуемом два подлежащих. Разберите эти предложения по составу.
– Как вы думаете, однородными членами предложения могут быть только подлежащие?
3. В ы п о л н е н и е упражнения 26 по заданию учебника.
– Прочитайте сведения о языке на с. 15. Верно ли вы рассуждали?
V. Распознавание однородных подлежащих и сказуемых в предложении.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 28.
Р а б о т а проводится по вариантам.
В а р и а н т I – выписывают предложения с однородными подлежащими, разбирают их по составу.
В а р и а н т II – выписывают предложения с однородными сказуемыми и разбирают их по составу.
– Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу товарища.
Коллективно проводится лексическая работа и разбираются слова по составу.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие однородные члены предложения вы знаете?
– Предположите, могут ли быть однородными членами дополнения, обстоятельства и определения. А вот верно ли вы предполагаете, мы узнаем на следующем уроке.
Домашнее задание: упражнение 27.