Цель: развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроение.
Оборудование: гуашь, кисти; записи мелодий – грустные и радостные; произведения художников (репродукции); иллюстрации книг; детские работы; музыкальное сопровождение (запись песен «Радостная», «Скворушка»).
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Есть волшебные слова:
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться передавать при помощи красок свое настроение.
– Как вы думаете, можно это сделать?
– Еще попытаемся угадывать по рисунку настроение своих товарищей.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
Звучит в записи «Радостная песня».
Солнце в небе светит,
Радуются дети:
Радуге и небу,
Миру на Земле.
Ведь с друзьями вместе
Жить нам интересней,
Весело щебечут
Птицы в вышине!
Припев: Хлопайте в ладоши,
День такой хороший!
Вдвое веселее, если рядом друг.
Протяните руку,
Улыбнитесь другу,
И добрее станет
Сразу все вокруг.
– Какой характер этой песни? (Веселый.)
– Какие чувства возникали у вас во время слушания?
– Какое название можно придумать к этой песне? (Она называется «Радостная».)
– Давайте инсценируем припев песни.
Дети поют, хлопают в ладоши, протягивают друг другу руки, улыбаются.
– Какое настроение вам передалось от такой песни?
– Какие картины вы бы нарисовали к этой песне?
– Послушайте отрывок из другой песни.
Звучит в записи песня «Скворушка».
– Какая по характеру эта песня? (Грустная.)
– Какие чувства возникали у вас при прослушивании? (Печаль, огорчение, жалость.)
– Какие картины вы бы нарисовали к этой песне?
– Сравните два музыкальных произведения. Какое настроение навеяла песенка «Скворушка»?
– Можно ли это настроение изобразить на бумаге?
– Какие краски вы бы выбрали для рисования, если у вас хорошее настроение?
– Теперь просмотрите репродукции и рисунки, представленные на нашей выставке. Опишите те из них, которые вызывают у вас веселое настроение. Объясните свой выбор. А какие произведения побуждают к грусти, унынию?
– На доске вы видите работы детей. Как вы думаете, какое настроение у них было, когда они рисовали? Почему вы так решили?
– Какие краски использовали дети? (Яркие, светлые.)
КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Чтобы изобразить грусть или радость, не обязательно рисовать какой-либо предмет или явление. Вы можете изобразить все, что вам хочется, цветом – своими красками.
– Вы можете изобразить музыку, которую сегодня услышали, подобрав нужные цвета.
– Пофантазируйте, и у вас обязательно получится нарисовать свое настроение.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение?
– Кому из вас было грустно?
– Определите по рисунку настроение вашего соседа.
– Как вы догадались?
– Какие краски вы использовали для хорошего настроения?
– Какими красками изобразили грусть, печаль?
– Кто из вас нарисовал картины к двум музыкальным произведениям?
– Почему выбрали именно это музыкальное произведение?
– Легко или сложно изобразить свое настроение, отношение к происходящему?
2. Обобщение.
– Чему учились сегодня на уроке? (Изображать настроение.)
– Что нового узнали? (Оказывается, можно изображать то, что не видно, но что чувствуешь.)
3. Уборка рабочего места.