Урок 9. Гражданин. Государство. Право

0
56
общество

Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; продолжить формирование умений работать с тестовыми заданиями, заданиями повышенной сложности; спо­собствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ.

Оборудование: карточки с заданиями по вариантам.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (общение, межличностные конфликты, конфликтная си­туация, стратегия поведения), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Основы конституционного строя России»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточке № 15 и № 16

КАРТОЧКА № 15

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какие принципы заложены в основу конституционного строя Рос­сийской Федерации?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что входит в понятие «сущность государства»?

– Какие принципы, закрепленные в статьях Конституции РФ, пока являются целью, а какие уже выполняются?

– Кто является источником власти в нашей стране?

– Как происходит осуществление впасти в государстве?

– Почему все права человека, закрепленные в Конституции страны, не могут быть осуществлены в кратчайшие сроки?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА №16

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каковы основы нашего государства?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Как обеспечивается суверенитет народа в России?

– Каковы особенности дружбы старших с младшими, мужской и де­вичьей?

– Какие черты характера неприемлемы для дружбы?

– Почему друг – это серьезно?

– Что мы ждем от дружеских отношений, друга?

– Какие пословицы и поговорки, посвященные дружбе, вы знаете?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

– Подберите пары по смыслу, объясните:

1. Федеральное Собрание А. Конституция

2. Президент Б. Закон

3. Референдум В. Указ

4. Министерство Г. Постановление

5. Правительство Д. Приказ

(.1-Б; 2-В; 3-А; 4-Д; 5-Г.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 15 и 16, отзывы одноклассников

III. Выполнение проверочной работы по вариантам

Вариант 1

Первая часть. Тест

1. Что из перечисленного относится к нормативному акту?

а) постановление правительства;

б) указ президента;

в) Конституция;

г) приказ министерства.

2. Как называются нормы, регулирующие общественные от­ношения в сфере государственного управления?

а) конституционное право; б) уголовное право; в) гражданское право; г) административное право.

3. Противоправное поведение (деяние) гражданина или пред­приятия – это …

а) действие; б) бездействие;

в) поступок; г) правонарушение.

4. Что не является целью наказания преступника?

а) месть со стороны государства;

б) восстановление социальной справедливости;

в) исправление осужденного;

г) предупреждение совершения новых преступлений.

5. Что из приведенного ниже характеризует правонарушение? А. Антиобщественное поведение человека.

Б. Нанесение кому-либо вреда, нарушение нормы закона.

а) только А; б) только Б;

в) правильно и А и Б; г) нет правильного ответа.

6. Что из перечисленного относится к взглядам И. Канта?

А. Был убежден, что право появилось раньше государства. Б. Одним из первых использовал термин «правовое госу­дарство».

а) только А; б) только Б;

в) правильно и А и Б; г) нет правильного ответа.

1. Что является признаком правового государства?

а) унитарное устройство государства;

б) федеративное устройство государства;

в) принцип разделения властей’,

г) публичная власть.

8. Когда была принята первая Конституция в нашей стране?

а) в декабре 1825 г.; б) 17 октября 1905 г.;

в) 5 декабря 1936 г.; г) 7 октября 1977 г.

9. Как происходит непосредственное осуществление власти народом в нашей стране?

а) выборы и референдум’,

б) обращение в суд;

в) создание политических партий;

г) служба в армии.

10. Что относится к законодательной власти в России?

а) Совет Федерации’,

б) Министерство внутренних дел;

в) Совет Безопасности;

г) Верховный Суд РФ.

Вторая часть

Дайте определение понятиям.

1. Конституция – … (основной закон страны).

2. Преступление -… (общественно опасное деяние, запрещен­ное уголовным правом).

3. Гражданское общество – …(совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рам­ках демократического общества независимо и автономно от государства).

4. Референдум —… (всенародное голосование граждан по наи­более важным вопросам государственного значения).

Вариант 2 Первая часть. Тест

1. Что определяет правовую связь человека с государством?

а) закон; б) гражданство’,

в) Конституция; г) национальность.

2. Как называются нормы, регулирующие главным образом сферу имущественных отношений?

а) конституционное право; б) уголовное право;

в) гражданское право’, г) административное право.

3. С какого возраста наступает уголовная ответственность в России?

а) с 12 лет; б) с 14 лет;

в) с 16 лет; г) с 18 лет.

4. Проступки, нарушающие законодательство о труде и правила охраны труда направлены:

а) против личности;

б) против собственности;

в) против общественного порядка;

г) против окружающей среды и исторических памятников.

5. Что из перечисленного характеризует юридическую ответ­ственность?

А. Уважение человека права и закона.

Б. Применение мер государственного принуждения за со­вершенное правонарушение, а) только А; б) только Б;

в) правильно и А и Б; г) нет правильного ответа.

6. Что из перечисленного относится к взглядам Ш. Монтескье? А. Различные власти должны взаимно контролировать

и сдерживать друг друга.

Б. Ввел термин категорический императив, а) только А; б) только Б;

в) правильно и А и Б; г) нет правильного ответа.

7. Что является примером гражданского общества?

а) налоговая инспекция;

б) служба судебных приставов;

в) служба занятости;

г) клуб по месту жительства.

8. Кто является Верховным главнокомандующим вооруженных сил России?

а) министр обороны; б) глава Правительства;

в) Президент России; г) начальник генштаба.

9. Что из перечисленного не относится к обязанностям граждан России?

а) защита Родины;

б) охрана природы;

в) ликвидация последствий аварий;

г) соблюдение законов страны.

10. Что относится к исполнительной власти в России?

а) Совет Федерации;

б) Министерство внутренних дел;

в) Совет Безопасности;

г) Верховный Суд РФ.

Вторая часть

Дайте определение понятиям.

1. Правовое государство – …(демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на пра­ве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека).

2. Нормативный акт – … (основной источник права).

3. Правонарушение – … (любое деяние, нарушающее какие- либо нормы права).

4. Суверенитет – … (верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в между­народных делах).

Третья часть (для обоих вариантов)

Что лишнее и почему?

1. Указ, Конституция, постановление, приказ. (Конституция, т. к. это нормативный акт, все остальные подзаконные акты.)

2. Федеральное Собрание, Верховный Суд, Совет Федерации, Государственная Дума. (Верховный Суд, т. к. все осталь­ное – органы законодательной власти.)

3. Совет Федерации, Правительство РФ, Глава муниципального образования, Верховный Суд. (Глава муниципального образо­вания, т. к. он представитель местного самоуправления.)

Домашнее задание

1. Прочитать выводы к главе на с. 219-220 учебника 1.

2. Ответить на вопросы на с. 221 учебника 1.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь