Урок № 86. ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (закрепление изученного)

0
185
физика

Урок № 86. ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (закрепление изученного)

Цель: закрепить полученные знания и пунктуационный навык.

I . Проверка домашнего задания и усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке.

1. Учащиеся читают составленные предложения (упр. 330) и объяс­няют постановку знаков препинания.

2. Объяснительный диктант. Объяснить постановку знаков препи­нания, назвать уточняемые и уточняющие члены.

I. А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой? (А. М. Горький).

Снизу, с поверхности моря, берега совсем не было видно (В. Катаев).

Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид (В. Арсеньев). 4. Вокруг летали альбатросы, то есть крупные морские чайки. 5. Направо от нас, у самого озера, шумел высокий бор (М. Приш­ вин). 6. Впереди, у самой дороги, горел костер (А. М. Горький). 7. Вот она, кромка леса. 8. В глубоком ущелье, меж каменных плит, серебряный ключ одиноко звучит (И. Никитин). 9. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями (П. Павленко).

II . Новый материал.

1. Дополнительные сведения об обособлении уточняющих членов сообщаются в слове учителя, проиллюстрированном примерами, которые должны записать учащиеся.

Слово учителя. Некоторые ученые считают, что к обособленным уточняющим членам предложения следует относить и так называемые при­ соединительные члены, то есть дополнительные замечания, пояснения, включаемые в состав предложения. Кроме известных уже вам слов, напри­мер, особенно, даже, для связи с основной частью предложения в таких пояснениях используются слова главным образом, в частности, в том чис­ ле, да и вообще, и притом и другие. Запишем предложения, обозначим уточняемые и уточняющие члены.


ящики.

В некоторых высказываниях возможны обособления, последова­тельно уточняющие друг друга. Обычно они имеют обстоятельственное значение.

Запишем предложение, обозначим уточняющие члены.


Чтение примечания § 33.

Понимание сведений, изложенных в § 33, можно проверить на следующем материале.

Найти уточняющий и уточняемый члены предложения. Какие это члены предложений?

1. Он сделал мне честь – посетил меня (А. С. Пушкин). 2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (А. С. Пушкин). 3. Он все­ми сипами души желал всегда одного – быть вполне хорошим (А. Толстой). 4. Ежели позволите, я свой стакан принесу, особливый (Л. Толстой). 5. У нее было такое чувство, как будто она жила в этих кра­ ях давно-давно, лет сто (А. Чехов), б. До шести часов вечера, то есть три часа подряд, Севастополь в азарте борьбы не отставал от против­ника по силе огня (Сергеев-Ценский). 7. Почва Сучанской долины, за ис­ключением только болот при устье реки, чрезвычайно плодородна. (Пржевальский).

(1 – сказуемое, 2 – подлежащее, 3 – дополнение, 4 – определение, 5 -обстоятельство, 6 – обстоятельство, 7 – уточняемый почва — подлежащее, уточняющий за исключением болот – дополнение.

4. Беседа по § 33. Вопросы:

1) При помощи каких специальных союзов могут присоединяться
уточняющие члены к уточняемым?

2) Какие слова часто употребляются при уточняющих членах? При­
ведите примеры.

3) С какими предлогами употребляются в предложениях уточняющие дополнения? 4) Всегда ли уточняющие дополнения относятся к уточняемым до­полнениям? Возможно ли с помощью дополнения уточнить другой член предложения? Докажите.

III . Закрепление изученного.

1. Упр. 334.

2. Изложение-миниатюра:

1) Чтение текста. В процессе чтения текста учащиеся должны запи­сать уточняющие члены предложения вместе с уточняемыми, а затем из­ложить текст.

А над аилом на бугре стоят два больших тополя…

Позже, много лет спустя, я понял тайну двух тополей. Они стоят на возвы­шенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.

Но открытие этой простой истины вовсе не разочаровало меня, не лишило того детского восприятия, которое я сохраняю по сей день. И по сей день эти два тополя кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось мое дет­ ство, как осколок зелёного волшебного стёклышка.

В последний день учёбы, перед началом летних каникул, мы, мальчишки, мчались сюда разорять птичьи гнезда. Всякий раз, когда мы с гиканьем и свистом взбегали на бугор, тополя-великаны, покачиваясь из стороны в сторону, приветст­ вовали нас своей прохладной тенью и ласковым шелестом листьев. А мы, босоногие сорванцы, подсаживая друг друга, карабкались вверх по сучьям и веткам, поднимая переполох в птичьем царстве.

По Ч. Айтматову

2) Запись в тетрадях учащихся:

х X

Позже, много лет спустя; там, подле них; в последний день учебы, перед началом летних каникул; мы, мальчишки; мы, босоногие со­рванцы.

IV . Задание на дом:

упр. 332.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь