Ц е л ь: отработать навык написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.
Спешим к ловушке, заметили в долине, подобрался к пещере, переливалась на листочке, сидим в центре, катались на лодке, рассказали об осине, тополе.
II. Актуализация опорных знаний.
– Исправьте ошибки в тексте. (Текст записан на доске. Работа проводится устно.)
Ропкий, тихий лег на чорную землю первый снежок. Небо серае, а снек белый, лехкий.
В янворе снек тижелый и холодный одеялом накрывает поля. Кругом наволило снегу по колено, а то и попояс. Чуть шагнул с трапинки – утанул в сыпучим снежнам болоте.
Учащиеся читают предложения, находят ошибки, исправляют и комментируют их правильное написание, определяют род, число, падеж у имен прилагательных.
III. Развитие речи.
Учитель предлагает учащимся выполнить задания:
1. Составьте словосочетание прил. + сущ., в котором слово бархатный употреблялось бы в переносном значении. (Сезон, кожа, голос, взгляд.)
2. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Определите род, число, падеж имени прилагательного.
IV. Упражнение в написании окончаний прилагательных.
В ы п о л н е н и е упражнения 49 на с. 174 по заданию учебника.
V. Определение падежа прилагательных, которые сочетаются с существительными в И. п. и В. п.
В ы п о л н е н и е упражнений 46–47, с. 172–173.
Учитель организует предварительную работу, активизируя внимание учащихся на опорных знаниях:
– Как различить И. п. и В. п. существительного?
– Можно ли это правило применить к именам прилагательным? Озвучьте его.
Учащиеся приступают к выполнению з а д а н и й:
1. Определите род, число, падеж прилагательных в упражнении 46. (В первом предложении прилагательное употреблено в В. п., а во втором – в И. п.)
2. Составьте аналогичные предложения, используя словосочетания из упражнения 50.
VI. Письмо по памяти.
Учащиеся читают текст, написанный на доске, анализируют «ошибкоопасные» места, запоминают, определяют падеж прилагательных и записывают в тетрадях по памяти.
Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть.
С. Есенин
По окончании работы ученики сверяют написанное с текстом на доске.
VII. Итог урока.
– Что полезного узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 51, с. 174.