Цели: познакомить учащихся с правилом; формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: д з п и а к н р.
– Цепочка, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания, состоит из букв, обозначающих звонкие согласные звуки. Какие это буквы? (Цепочка, которую мы будем писать, состоит из букв д, з, н, р.)
дзнр знрд нрдз …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Праздник.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре. Запишите его. Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Праздник – это веселье, торжество. Праздник – это существительное мужского рода (он, мой), единственного числа, неодушевленный предмет, имя нарицательное. В этом слове 8 букв и 7 звуков (буква д звука не обозначает), два слога. Орфограмма – буква д, ее написание нужно запомнить.)
Эту работу можно провести как аукцион и вручить приз тому ученику, который назовет последний признак этого слова.
– Назовите и запишите однокоренные слова данного слова. Обоснуйте свой ответ.
V. Повторение о правописании корня.
На доске записаны деформированные предложения:
Ни..ко, ч..йка, над, л..тала, в..дой.
Она, схв..тила, маленькую, ло..ко, ры..ку.
– Составьте из слов предложения. Запишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните их.
– В какой части слова пропущены буквы?
– На какие правила эти слова?
– Сегодня мы познакомимся еще с одним правилом, которое учит писать согласные буквы в корне.
VI. Изучение нового материала.
1. На доске записаны слова:
здравствуй
звёздный
солнце
счастливый
– Прочитайте вслух написанные слова. Что их объединяет между собой? (В середине каждого из данных слов несколько согласных.)
Если в середине слова имеется не менее трех согласных, это называется стечением согласных.
2. Беседа по вопросам:
– Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны. (При произношении данных слов некоторые согласные не слышны.)
– Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нем не произносится, но пишется? (В слове здравствуй не произносится первая в, но она пишется в этом слове.)
– Произнесите второе слово. Что заметили? (В слове звёздный не произносится согласная д, но она в нем пишется.)
– Найдите несоответствие в третьем слове. (В слове солнце не произносится согласная л, но она в нем пишется.)
– Что вы можете сказать о четвертом слове? (В слове счастливый не произносится согласная т, но она в нем пишется.)
– Назовите согласные, которые в ряде слов пишутся, но при стечении согласных не произносятся. (При стечении согласных в некоторых словах пишутся, но не произносятся в, д, л, т.)
– Как называются эти согласные? (Согласные, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми.)
3. Чтение правила, с. 111.
– Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т? (Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся.)
– Подберите проверочные слова к написанным на доске:
здравствуй – здравие солнце – солнышко
звёздный – звезда счастливый – счастье
– Обобщите все, о чем мы говорили сегодня, знакомясь с правилом.
В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Написание таких согласных надо проверить. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся.
VII. Закрепление нового материала.
1. Подбор проверочных слов.
Учитель называет слова с непроизносимыми согласными, учащиеся подбирают проверочное слово.
Слова: грустный, местность, тростник, поздно, сердце, капустный, свистнул, наездник.
2. Списывание с орфографическим заданием. (Упр. 296.)
VIII. Итог урока.
– Чему мы сегодня учились на уроке? (Проверять слова с непроизносимыми согласными.)
– Как проверить слово с непроизносимым согласным? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Упражнение 297, правило на с. 125.