УРОК 85. БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

0
816

Урок 85.
Буквы О и Е после шипящих и Ц
в суффиксах прилагательных

1. Работа с сигнальными карточками (упражнение 312).

Учитель разбирает орфограммы, предложенные в упражнении 312, и в некоторых местах нарочно делает ошибки. Задача учащихся – следить за учителем. Если орфограмма разобрана верно, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную. Затем по этому тексту проводится словарный диктант.

2. Лингвистическая разминка.

– Послушайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Слова с какой орфограммой я буду выделять голосом? (Эти слова выделены в тексте.)

Съел обжора на обед

Щи, печеночный паштет,

С майонезом кабачок

И свиной окорочок.

Съел копченого угря,

Фунт улиток, может, зря,

И бараний бок в сметане –

Это вам не чох бараний.

Сыроежек полбочонка

И тушеную печенку,

Наперченный антрекот,

Из крыжовника компот.

Черствый хлеб, бутыль боржоми,

В общем – все, что было в доме.

Вы его меню в тетрадку

Запишите по порядку.

– Меню в тетрадь мы записывать не будем, а вот нужные буквы вставим.

Учитель открывает запись на доске и предлагает учащимся вставить пропущенные буквы:

Обж…ра, печ…ночный, кабач…к, окороч…к, полбоч…нка, крыж…вник, ч…рствый, борж…ми.

3. Игра «Подбери пару».

– Замените одним словом следующие словосочетания, запишите эти слова.

1) щелкающий звук

2) старый человек небольшого роста

3) светящееся насекомое

4) нос поросенка

5) маленький пирог

6) уменьшительное название реки

7) маленькая бочка

8) детеныш медведя

Ответы: щелчок, старичок, сверчок, пятачок, пирожок, речонка, бочонок, медвежонок.

4. Работа с теоретическим материалом.

– Прочитайте правило на с. 131 учебника.

– Сформулируйте правила выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и существительных.

5. Упражнения 313, 314.

6. Итог урока.

– Что общего и различного в правилах выбора букв О и Е после шипящих и Ц у существительных и прилагательных?

– Пройдите тест:

1. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) морж..вый, борщ..вый, алыч..вый

2) сторож..вой, вещ..вой, хвощ..вый

3) замш..вый, дрожж..вой, грош..вый

4) парч..вый, сургуч..вый, ключ..вой

2. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) витраж..м, вернисаж..м, топорищ..м

2) юнош..й, добыч..й, убежищ..м

3) плющ..м, лежбищ..м, ландыш..м

4) товарищ..м, этаж..м, каланч..й

3. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) блюдц..м, пальц..м, мудрец..м

2) отц..в, кольц..м, щупальц..м

3) солнц..м, за границ..й, сердц..м

4) румянц..м, свинц..м, образц..м

4. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) песц..вый, квасц..вый, борц..вский

2) ситц..вый, сланц..вый, берц..вый

3) изразц..вый, перц..вый, кварц..вый

4) глянц..вый, кольц..вой, пунц..вый

Домашнее задание: рассмотреть картину Н. П. Крымова «Зимний вечер» в учебнике. Составить о ней 3–5 предложений, используя слова с изученными орфограммами.