Ц е л и: отработать навык написания безударного окончания имени прилагательного единственного числа мужского и среднего рода; обогащать словарный запас учащихся.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают словосочетания под диктовку в тетрадях.
Подошли к библиотеке, стояли около библиотеки, подъезжали к деревне, ушли из деревни, поездка по Волге, жизнь на Волге, в Москве на параде.
II. Актуализация опорных знаний.
– Что изучали на прошлом уроке?
– Договорите окончания прилагательных в стихотворении.
Учащиеся читают текст с доски и определяют окончания прилагательных.
Дню – какому? – тепл..
К лицу зелен.. цвет.
Какого дня? – весел..
Сияет в роще свет!
Какого дня? – весенн..
Прекрасней нет в году.
– Как определяли окончание прилагательных?
– Правил легче нет на свете – … (правило продолжают хором ученики).
III. Формирование новых знаний.
– Сегодня на уроке вам предстоит составить алгоритм (порядок рассуждения) для определения написания безударного окончания прилагательных.
В ы п о л н е н и е упражнения 39 на с. 168 устно.
В ы п о л н е н и е упражнения 39 на с. 168 по заданию учебника, на доске работу выполняют одновременно два ученика.
– Можно ли сказать, что безударные окончания прилагательных – это орфограмма?
– Предложите порядок рассуждения для определения написания безударного окончания прилагательных (алгоритм).
Учащиеся сравнивают алгоритм с правилом определения окончания прилагательных на с. 169–170.
Под руководством учителя учащиеся составляют блок-схему по правилу определения окончания прилагательных.
IV. Первичное закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 41 на с. 170 по заданию учебника, с комментированием.
2. Р а б о т а в г р у п п а х.
Класс разделить на три группы. Выбрать куратора. Каждый учащийся в группе объясняет написание «своего» окончания прилагательного, остальные члены группы следят за правильностью объяснения. Куратор оценивает работу.
З а д а н и е:
1-я г р у п п а
Знатн.. происхождение, на золотист.. сиянии, из-за рыхл.. снега, на рябеньк.. яичко, к рябинов.. квасу, с секретн.. замком, к сердечн.. привету, сквозь серебрист.. иней, у сер.. волка.
2-я г р у п п а
В чист.. море, у хмур.. утра, в цепк.. взгляде, у хлебн.. магазина, о здешн.. жителе, с ценн.. подарком, для янтарн.. ожерелья, при ярк.. свете, о ясн.. солнышке, про жарк.. лето.
3-я г р у п п а
О шутлив.. поздравлении, к добр.. молодцу, о дорожн.. происшествии, на жадн.. животное, без сливочн.. масла, в крайн.. доме, в жидк.. тесто, о заботлив.. сыне, на зимн.. пальто, к заперт.. чулану.
V. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 43 на с. 171 по заданию учебника.
VI. Итог урока.
– Как определить окончание прилагательного?
Домашнее задание: упражнение 44, с. 170.