Цели: продолжить работу над сказкой Г. Х. Андерсена «Русалочка»; пробуждать в детях добрые чувства, учить сопереживать, сострадать, понимать других; работать над развитием мышления, речи учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка», который их заинтересовал. Учитель может спросить детей о том, почему выбрали именно этот отрывок.
III. Изучение нового материала.
– Мы расстались с русалочкой, когда она приплыла к морской ведьме. Что же ожидало юную русалочку дальше?
Учитель читает отрывок из сказки от слов: «…и русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма» до слов: «…и поднялась на тёмно-голубую поверхность моря».
– Что вас поразило?
– Какова русалочка в этом эпизоде?
– Было ли вам страшно за русалочку? Когда?
Учитель продолжает чтение сказки до слов: «Наконец прибыла и она».
– Какие чувства испытывала юная русалочка?
– Как вы думаете, будет ли сопутствовать удача русалочке?
Учитель дочитывает сказку до конца.
После паузы учащиеся высказывают свои мнения.
IV. Итог урока.
– Какие чувства вы пережили сегодня на уроке?
– Чему вас научил урок?
– Что вы поняли?
Домашнее задание: перечитать прочитанный на уроке отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» (с. 178–193, часть 2-я), выполнить рисунок к сказке.