Цели: обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения имен прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными; отработать навык определения падежа имени прилагательного.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:
На Волге, на пристани, на аллее, на ели, в деревне, на площади, в книге, в тетради, на ослике, на лошади.
– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.
– В каком падеже будут стоять прилагательные, согласованные с этими существительными? Подтвердите примерами.
II. Словарная лексическая работа.
И г р а «Лишнее слово».
Н а д о с к е записаны слова: красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.
Учащиеся должны исключить «лишнее» слово из строки и объяснить свой выбор. (Коралловый; коралл может быть и розовым, и белым.)
Для устойчивого запоминания написания этого слова учащиеся составляют предложение с этим словом, находят словосочетание прил. + сущ., определяют род, число, падеж прилагательного коралловый.
III. Формирование новых знаний.
1. Наблюдение за окончаниями прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
В ы п о л н е н и е упражнения 26 по заданию учебника.
Одновременно два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях по вариантам, затем делают вывод и сравнивают его со сведениями о языке в учебнике.
2. М и н и – т е с т.
З а д а н и е: написать номер прилагательного, сочетающегося:
в а р и а н т I – с одушевленными существительными;
в а р и а н т II – с неодушевленными существительными.
1) о русском
2) Русский (II в.)
3) Русскому
4) Русским
5) р усского (I в.)
Коллективная п р о в е р к а. Учащиеся объясняют свой выбор. (По вопросу.)
IV. Самостоятельная работа.
Н а д о с к е записан текст.
Приключения зеленого листа
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа…
Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг – к зеленому листу.
Лапой – хвать зеленый лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», – парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.
Учитель выразительно читает стихотворение и просит учащихся определить падеж повторяющегося прилагательного (зеленый). Учащиеся выполняют работу самостоятельно, письменно.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что повторили?
– Какие навыки отработали?
Домашнее задание: упражнение 27, с. 163.