Урок 80 ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ (1927–1982). РАССКАЗ «ТИХОЕ УТРО»
Цели: познакомить с биографией писателя; отметить мастерство автора в изображении природы, в умении «заглянуть» в душу человека и рассказать о его переживаниях.
Методические приемы: пересказ, чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Тест по рассказу Е. Носова «Живое пламя».
1. Жанр произведения:
а) очерк;
б) воспоминания;
в) рассказ.
2. Название произведения:
а) определяет его тематику;
б) метафорически воссоздает образ сына;
в) указывает на источник авторского вдохновения.
3. В этом произведении звучат голоса:
а) одного персонажа;
б) нескольких;
в) двух.
4. В основе сюжета произведения:
а) обычные бытовые темы;
б) жизнь тети Оли;
в) короткая жизнь цветов.
5. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:
а) взаимоотношения людей;
б) вечная память павшим в Великой Отечественной войне;
в) забота об окружающих людях.
6. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью» – используется:
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метафора.
7. В произведении есть персонажи:
а) только положительные;
б) только отрицательные;
в) и положительные, и отрицательные.
8. Сказав: «Да, сгорел… короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…», – тетя Оля имела в виду:
а) короткую жизнь мака;
б) красоту цветка;
в) судьбу сына.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
в |
б |
в |
а |
б |
б |
а |
в |
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Изучение новой темы.
1. «Рассказ-справка» учащихся о Казакове по составленному ими плану.
(а) ю. п. Казаков родился в 1927 г. в г. Москве, родители его бывшие крестьяне.
б) Увлечение музыкой, играл на виолончели, затем на контрабасе.
в) Тяга к литературе. Мечта об известности в области музыки или литературы.
г) Желание к писательству пересилило тягу к музыке.
д) Чтение рассказов, очерков, желание понять, «как они сделаны».
е) Рукописи первых рассказов не сохранены, но, видимо, в них было что-то интересное, и его приняли в Литературный институт.)
2. По материалам учебника ответить, какой способностью обладают рассказы писателя.
3. Чтение рассказа «Тихое утро» учителем.
Учащиеся отмечают про себя строки, описывающие природу.
4. Работа по рассказу.
Задание: описать утро. (Туман, дома проглядывали темными пятнами, не было видно ни ветряка, ни пожарной каланчи. Центр видимого мира – Яшкина изба.)
– Почему рассердился Яшка? (Володя медлителен, хотя должен встать первым: он ведь просил Яшку показать ему рыбные места. Долго зашнуровывал ботинки, чем вызвал насмешку Яшки. А язык его колюч! «…пальто возьми…», «А ты галстук надень…».)
Задание: зачитать строчки, где туман будто живое существо («…и туман отступал.., смыкался сзади».)
5. Беседа по вопросам.
– Что восхищало Володю в Яшке? (Босые ноги, сумка для рыбы, заплатанные штаны, походка.)
– Почему Яшка изменил свое отношение к спутнику? (Ему жалко стало мальчика, который ни разу не ловил рыбу, после этого беседа стала мирной, Яшка только успевал отвечать на вопросы.)
Задание: чтение по ролям диалога.
– Чей разговор напоминает вам этот диалог? («Бежин луг», диалог Павла и Вани.)
Задание: описание утра (Зачитать от «Солнце наконец взошло… Рыба гуляла».)
– Как чувствовал себя Володя, оказавшись у омута? (Зачитать от «Оглядевшись… угрюмо и холодно».)
Вывод. Володя, городской житель, проявлял интерес к звукам, к погоде, к свисту, к птицам, и Яшка обстоятельно, немного важно давал ответы на все вопросы.
V. Подведение итогов урока.
– Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?
– Какой из мальчиков вам понравился больше? Почему?
Домашнее задание: дочитать рассказ, составить цитатный план своего рассказа о мальчиках (с. 182–195).