Урок 80. Буквы о и а на конце наречий
Цели: показать условия выбора правописания о и а на конце наречий; повторить способы образования слов.
Методические приемы: лингвистический разбор, тренировоч ные упражнения.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, рас ставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предло жения, написанного на доске; объяснить правописание наречий.
Завещ…я собра(н, нн)ую им ко(л, лл)екцию к…ртинру(с, сс)ких художников Москве Павел Михайлович Третьяков писал Для меня ист…(н, нн)о и плам…(н, нн)о люб…щего ж…вописъ (не, ни) мо жет бытълу…шегож…лания как пол…жить нач…ло обществе(н, нн)ого всем доступного хранилищ… изящ…ных иску(с, сс)тв при- носящ…го многим пользу, всем уд…вольствие.
Дополнительное задание: сделать морфологический разбор слова лучшего.
Наречие
(Завещая собранную им коллекцию картин русских художни ков Москве, Павел Михайлович Третьяков писал: «Для меня, ис тинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».)
II. Проверка домашнего задания
Рассказать о правописании о и е после шипящих на конце наречий.
Упражнение 243: проверка по цепочке.
III . Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»
1. Работа с теоретическим материалом учебника (§41,
с. 112-113): рассмотреть таблицу, ответить на вопросы, дополнить
таблицу своими примерами.
2. Комментарий: надо учитывать, что приставка из- имеет ва риант с глухой согласной – ис-.
В каких случаях возможна такая приставка? (Когда после приставки следует глухая согласная: искоса, исчерна.)
Почему в словах исправно, доходчиво, современно на конце пишется о? (Эти слова образованы от прилагательных с при ставками: исправный, доходчивый, современный.)
IV. Тренировочные упражнения
Упражнения 245, 246: комментированное письмо.
Упражнение 247: самостоятельная работа; морфологический разбор слова расположиться выполняется на доске и в тетрадях.
3. Упражнение 248: подготовка к изложению.
Комментарий. Слова, с помощью которых выражается отно шение к персонажам и их действиям:
яростно (собака), маленький, взъерошенный, жалобно (коте нок), поспешно, сердито, гневно (женщина).
Как называются эти слова с точки зрения художественной выразительности? (Эпитеты.)
Почему эпитеты отсутствуют в описании мальчиков? (Маль чики бездействуют, равнодушно ждут, что произойдет. Поэтому автор не наделил этих героев эпитетами.)
V. Изложение с творческим заданием
Домашнее задание
Прочитать § 41.
Упражнение 249: подготовка к описанию картины Е.Н. Ши рокова «Друзья».