Урок 8 Тема: Забота о других и о себе

0
1117
программирование


Цель урока:

ознакомление учащихся с ценностями «забота», «забота о себе», «забота о других»;

формирование и развитие в детях заботливого отношения к себе, к своим близким и родным, друзьям и знакомым.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, ролевая игра, работа с книгой, практическая работа.

Ресурсы: учебник , тетрадь «Моя помощница», карточки со словами.

Ход урока

1. Круг радости

Добрый день, мои маленькие друзья! Я очень рада встрече с вами. Я думаю, что мы все соскучились по уроку «Самопознание», который всегда предоставляет возможность поразмышлять, пофилософствовать, прочувствовать духовные ценности человека и человечества, поделиться своими мыслями, эмоциями и чувствами со своими близкими и друзьями. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Я прошу вас сделать хлопок, прикоснуться своей левой рукой – к левой руке соседа/-ки, стоящего/-ей рядом с вами и сказать ему/ей дружелюбно и ласково: «Добрый день! Я очень рад/-а тебя видеть».

2. Минутка тишины

А сейчас, ребята, мы с помощью нашей волшебной палочки отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Саша, Арман, Даша, Алмагуль… (учитель перечисляет имена всех детей) очень заботливые. Они любят творить добрые дела (пауза). Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела (пауза). Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.

Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу (пауза). Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети! Добрый и заботливый человек всегда необходим человеку и очень нужен миру, Вселенной, стране, семье. Давайте запомним это. Хорошо?!

3. Поговорим

Дети! Мне бы хотелось сегодняшний урок «Самопознание» начать с ознакомлением вас с духовной ценности, имя которой «забота».

Забота – это мысль или действия человека, направленные на благополучие семи, родных и близких, а также самого себя. (Дети читают в «Азбуке Самопознания» это определение. Размышляют над ним).

Расскажите, что такое забота?

Как вы понимаете эту духовную ценность? (Ответы детей).

Давайте мы поговорим с вами, ребята, о ваших близких и родных людях, которых вы очень любите; поразмышляем, как эти близкие и родные вам люди могут узнать и понять, что вы их любите? (Ответы детей).

Конечно же, вы правы. Любовь к близким, родным и другим людям, а также ко всему окружающему нас миру мы выражаем своими мыслями, словами, чувствами, эмоциями, поступками и действиями. Такая любовь обязательно зарождает в душе человека важное качество/ценность, которое называется «заботой».

Сейчас я расскажу вам сказку о двух братьях. А вы внимательно послушайте ее и постарайтесь ответить на следующий вопрос: Как бы вы поступили на месте братьев?

4. Чтение произведения. Курдская сказка «Два брата»

Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гумно и разделили ее поровну. Пока делили зерно, наступила ночь. Мамед сказал младшему брату:

– Гасан, дорогой, ведь нынче год неурожайный. Если мы оба заснем, найдется охотник на нашу пшеницу. Давай спать по очереди. Гасан согласился и предложил:

– Ты ложись и спокойно спи, а я посторожу. Если станет меня клонить ко сну, я разбужу тебя.

Мамед уснул. Прошло немного времени, Гасан подумал: «У старшего брата семья большая, детей много, насыплю-ка ему три меры пшеницы из своей доли».

Пришло время будить Мамеда. Разбудил Гасан брата, а сам лег спать. Прошелся Мамед раз, другой по гумну и решил:

– Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его обмануть, насыплю-ка ему четыре меры пшеницы из своей доли. А тем временем Бог все это видел и решил:

– Раз они любят друг друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы.

Тут утро наступило. Проснулись братья, смотрят, а пшеницы у обоих прибавилось. Мамед спросил Гасана:

– В чем дело?

– Ночью я подсыпал тебе три меры своей пшеницы.

– А я подсыпал тебе четыре меры.

– Значит, это Бог увеличил нашу долю, – решили братья и радостно взялись за работу.

Какими были братья?

Хотели бы вы иметь таких братьев?

Как вы думаете, какими были родители братьев?

Как вы думаете, должны ли люди ожидать награду за свою щедрость и заботу? (Ответы детей).

Когда мы проявляем заботу о ком-то, мы непременно приносим радость не только человеку, который в этом нуждался, но, прежде всего, приносим радость самому себе. Существует в природе закономерность: если мы заботимся, друг о друге, бережно относимся к своим родным и близким, то радость возрастает многократно

5. Игра «Мозговой штурм»

Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими мнениями о том, кто в вашей семье самый заботливый. (Ответы детей).

Действительно, в вашей семье самые заботливые – это ваши родители. Они согревают вас своим теплом и лаской, оберегают и защищают от болезней, проблем, трудностей.

А теперь давайте подумаем, как можно сделать так, чтобы вашим одноклассникам было радостно идти в школу. Вы говорите о том, что в классе должна царить забота. А что это значит?

Учитель рисует солнце и на лучиках записывает ответы детей:

– думать о своих одноклассниках;

– учитывать их настроения, интересы и желания;

– поддерживать в процессе обучения;

– помогать преодолевать трудности в учении и т.д.

Очень важно каждому из нас знать и помнить, что следует вести себя так, как хотели бы, чтобы другие вели себя так по отношению к вам.

Хочу привести один маленький пример. Только заботливый человек в день, когда бабушка ждет в гости свою приятельницу, с которой они любят пить чай с вареньем под старинные пластинки и перебирать их, не будет приводить в дом своих товарищей.

Хотите, чтобы люди интересовались вашими проблемами, делами, достижениями, хотите пользоваться чьей-то помощью или советом, умейте слушать и понимать их. Относитесь к делам своих близких и друзей так же серьезно, как к своим. Конечно же, в жизни человека могут быть разные курьезные случаи, как, например, не сразу вспомните, куда положили кассету со своей любимой мелодией. Советую вам не делать из этого случая большую трагедию. Не наполняйте весь дом излучением вашего плохого настроения из-за такой мелочи.

Заботливый человек старается понять и принять мысли, слова, чувства и действия других. Я полагаю, что вы – такого же мнения. Урок «Самопознание» стремится подсказать вам, что заботливый человек – это, прежде всего, хороший, чуткий, уважительный, умный человек. Я полагаю, что вы все, ребята, очень заботливые и чуткие люди в семье, в классе, в школе, в своем дворе.

6.Обратимся к учебнику

Мы задержались в школе, потому что заканчивали выпуск стенной газеты. Когда мы вышли, уже смеркалось. Было тепло. Падал крупный, пушистый снег. Видимо, поэтому Тоня и Лида дорогой танцевали танец снежинок. Мой младший брат, ожидавший меня, чтобы идти вместе, подсмеивался над ними:

– Скачут, как первоклассницы!

Снег падал всё гуще и гуще. Танцевать стало нельзя. Снегу навалило до половины валенка.

– Не заблудиться бы! – предупредил нас, на правах самого дальновидного, мой младший братец.

– Да ну тебя, трусишка! – отозвалась Лида. Через пятнадцать минут будем дома.

Снегопад между тем усиливался. Забеспокоился и я, зная, как жестоки наши степные сибирские мете­ли. Случалось, что люди теряли дорогу, находясь близ своего дома. Я посоветовал прибавить ходу, но этого сделать уже было нельзя по глубокому слою снега, покрывшему дорогу.

Стало ещё темнее. Наступила какая-то белая снежная темнота. А потом началось то, чего я опа­сался. Снежинки вдруг закружились… Закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой бу­ран.

Девочки закутали лица платками. Мы с Федей опустили у шапок уши. Узенькая дорожка, которая вела в наше сельцо, то и дело исчезала под ногами. Я шёл первым, стараясь не потерять под ногами дорожный накат. До дому оставалось менее версты.

Я верил, что мы выберемся благополучно. Напрасно. Дорога исчезла. Будто её из-под ног украл кто-то очень недобрый из сказки моей бабушки. Может быть, Шальная Метелица… может быть, злой старик Буран Буранович.

– Вот, я же говорил! – упрекнул нас Федя. Лида ещё бодрилась, а Тоня почти плакала. Она уже побывала в пурге со своим отцом. Она ночевала в снежной степи. Но тогда в санях был запасной тёплый тулуп, и Тоня, укрытая им, благополучно проспала ночь. А теперь?

Теперь мы уже выбивались из сил. Я не знал, что делать дальше. Снег таял на моём лице, и лицо от этого обледеневало. Ветер свистел на все лады. Чудились волки.


Самопознание, поурочные планы для 3 класса