Урок 8
Тема: прописная буква в начале предложения
Цели: продолжать уточнять знания учащихся о грамматических признаках предложения; способствовать осознанию учащимися значения этих знаний.
1. Подготовка руки к письму.
СТОЛ
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Меняют положение рук на счет «раз».
2. Выполнение упражнения 36, с. 26.
II. Актуализация опорных знаний.
– Посмотрите на доску, прочитайте слова. (На, первые, поляне, цветы, появились.)
– Это предложение? Почему вы так решили?
– Можно ли из этих слов составить предложение? О чем? Что содержит ваше предложение: просьбу, совет, сообщение, вопрос?
– С какой интонацией произносится это предложение?
– Какие опасные места есть в записи предложения? (Большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения.)
– Запишите схему предложения.
III. Работа над основной целью урока.
1. Слово учителя.
– Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?
– А кроме того, мы будем учиться дополнять предложения нужными словами, составлять предложения из слов, познакомимся со значением нового слова.
2. Введение понятия «противоположный».
Учитель готовит карточки и просит объединить их по какому-либо принципу.
– Сравните фигуры в паре.
Образец:
– Этот треугольник маленький, а тот – большой.
– Этот квадрат черный, а тот – белый.
– Этот человек веселый, а тот – грустный.
– По какому принципу я объединила эти пары? (Дети обычно говорят наоборот.)
– То есть, они лежат напротив. Такие слова называются противоположными.
(Дети хором по слогам повторяют этот термин.)
– Приведите примеры противоположных слов.
3. Работа над упражнением 37.
– Прочитайте пословицу в упражнении 37. Что здесь нужно сделать?
– Какое слово выделено?
– Вам нужно закончить пословицу словом, противоположным по смыслу слову больше. Ниже даны слова для справок, выберите нужное.
– Как вы понимаете пословицу?
– Что она содержит? С какой интонацией произносится? Какой знак препинания поставите в конце пословицы?
– Запишите эту пословицу с комментированием.
4. Выполнение упражнения 38, с. 27.
– Прочтите задание. Что будете делать?
– Составьте первое предложение. Что оно содержит? Какой знак препинания поставите в конце?
– Составьте второе предложение. С какой интонацией оно произносится?
– Как напишете первое слово в предложении?
Запишите: I вариант – 1-е предложение, II вариант – второе.
– Ты пишешь предложение?
Старайся! Не спеши!
И первое же слово
С заглавной напиши!
Выполнение упражнения 40, с. 28.
– Рассмотрите иллюстрацию. Какое время года изображено? Почему вы так решили?
– Составьте предложения о снеге, о ручьях, о деревьях, о птицах.
– Проказник-ветер разбросал все буквы в словах, попробуйте их собрать в слова, а слова в предложения.
Тает снег.
Бегут ручьи.
На дорогах лужи.
– Какой общий смысл заключен в этих предложениях? О чем идет речь?
– Как можно озаглавить текст?
– Запишем название и предложения в тетрадь.
(Научить учащихся оформлять заглавие.)
– Как будем писать каждое предложение?
Самопроверка.
– Грамматик тоже выполнял это задание. Вот что он написал. А у вас так же? (На доске написан текст с названием.)
– Какие опасные места вам встретились в предложении? Подчеркните их. (Обязательно подчеркните большую букву в начале предложения, и точку в конце. Другие орфограммы подчеркиваются на основании расхождения произношения и написания.)
– Что вы расскажете дома об уроке русского языка?
– Какие слова называются противоположными?
– Нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово Высоко, А ты ответишь Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь … . |
Скажу я слово Потолок, А ты ответишь … . Скажу я слово Потерял, И скажешь ты: … . Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: … . |
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай
…!
– Что значит озаглавить текст?