Урок 8. слог, ударение
Цели: закрепить умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; пополнить словарный запас учащихся; развивать логическое мышление.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Работа по учебнику: с. 13.
1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.
Слово учителя. Данный рисунок – это иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях».
Злая мачеха прогоняет царевну из дома, и та находит приют у семи богатырей.
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости и отваги.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Как бы вы ее назвали?
Варианты ответов детей: «Как обедали богатыри»; «Скоро обед» и т. д.
▲ Учитель читает отрывок из сказки, сюжет которого изображен на рисунке.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал,
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась…
Вопрос:
– А как вы помогаете родителям дома по хозяйству?
2) Составление схем предложений:
Царевна приготовила обед..
Богатыри довольны царевной..
Физкультминутка
Логическое упражнение.
Работа по учебнику: с. 13.
Вопросы:
– Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.)
– Назовите эти предметы одним словом. (Посуда.)
Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.
– Назовите слова, состоящие из трех слогов.
– Какой слог ударный?
– Назовите слова, состоящие из двух слогов.
– Какой слог ударный?
– Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова состоят из двух слогов, первый слог ударный.)
– Чем отличается слово стакан от этих слов? (Местом ударения.)
Физкультминутка
III. Игра «Накрой стол для гномиков».
Работа по учебнику: с. 13.
Задание: на стол, за которым сидят гномики, надо поставить вместо знака вопроса только такую посуду, название которой соответствует схеме:
(Чашка, ваза, блюдце.)
Примечание. Если дети назовут слова ложка, вилка, нож, то ответ признается неверным, так как названные предметы не посуда, а столовые принадлежности.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания помогли на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.