УРОК 8. ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ

0
764
физика

1. Проверка домашнего задания.

Соседи по парте обмениваются листочками с высказываниями, проставляют «+» напротив верных и «-» напротив неверных. Взаимопроверка.

2. Работа с теоретическим материалом.

– Рассмотрите предложение.

Прямой (тв. п., ед. ч., ж. р.)

речь (тв. п. ед. ч)

называться (наст. вр., ед. ч.)

речь (им. п., ед. ч.)

другой (р. п., ед. ч., ср. р.)

лицо (р. п., ед. ч.)

передаваемый ( им. п., ж. р. ,ед. ч.)

автор ( ед. ч., тв. п)

дословно.

– Почему непонятен смысл этого предложения?

– Поставьте слова предложения в нужную форму, следуя указателям. Запишите.

В тетрадях должна получиться следующая запись:

«Прямой речью называется речь другого лица, передаваемая автором дословно».

– Укажите прямую речь в следующих предложениях (написаны на доске):

1. Серая Шейка с ужасом подумала: «Неужели вся река замерзнет?»

2. «Где же лучшая земля?» – мы спросили журавля.

3. Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края».

– Из каких двух частей состоят эти предложения? (Прямая и авторская речь.)

– Какими знаками препинания прямая речь разделяется со словами автора? А каким знаком препинания она выделяется?

– Рассмотрите схемы предложений с прямой речью в упражнении 43. В каком столбике представлены схемы предложений, где прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора?

– Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

3. Упражнения 41, 44.

4. Подготовка к диктанту.

– Рассмотрите диалог (спроецирован или написан на доске) из сказки К. И. Чуковского «Телефон».

А потом позв..нил

Крокодил

И со сл..зами пр..сил:

– Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотош.. .

– Постой, не тебе ли

На прошл..й недел..

Я выслал две пары

Отличных калош?

– Что общего имеют и чем различаются предложение с прямой речью и диалог?

– Вставьте пропущенные буквы. Объясните запятые.

5. Диктант.

Диктант проводится по этому же отрывку. Учитель заранее готовит аудиозапись с диктантом:

– Прослушайте первое предложение. (Читает.)

– Диктую по строчкам.

А потом позвонил (пауза, чтобы учащиеся успели записать)

Крокодил (пауза)

И со слезами просил (пауза) и т. д.

– Прослушайте второе предложение. (Читает.)

– Диктую по строчкам. (Диктует.)

– Сейчас я прочитаю текст целиком. Проверьте себя. Помните, что в первом предложении есть обращение и однородные члены. Обратите внимание на завершающий знак во втором предложении.

6. Домашнее задание: упражнение 45.