УРОК 77. РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

0
820
рисование

1. Лингвистическая задача.

– Какой частью речи является слово звонок?

– Можно ли без контекста определить его частеречную принадлежность?

– Составьте предложение, в котором это слово будет прилагательным.

– В форме какой степени сравнения употреблено прилагательное?

– Как лексическое значение слова помогает определить часть речи?

2. Определение темы урока.

– Итак, значение играет очень важную роль в русском языке, о нем никогда нельзя забывать. Прилагательные делятся по значению на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

– Запишите тему урока.

3. Работа с теоретическим материалом.

– Прочитайте теоретические сведения о разрядах прилагательных.

– Подготовьте ответ по плану:

1) что обозначают прилагательные данного разряда, примеры;

2) образуют ли степени сравнения;

3) имеют ли краткую форму;

4) могут ли сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком?

1 ряд – качественные прилагательные;

2 ряд – относительные;

3 ряд – притяжательные.

Затем представители каждого ряда рассказывают про разряд прилагательного. Остальные ученики конспектируют запись, заполняя таблицу:

Разряды

Признаки

Качественные

Относительные

Притяжательные

1) значение прилагательных

2) наличие степеней сравнения

3) наличие краткой формы

4) свойство сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком

– Найдите сходства и отличия между разрядами прилагательных.

4. Упражнение 290 (комментированное письмо).

– Укажите после качественных прилагательных в скобках их антоним или синоним.

5. Упражнение 294.

– Рассмотрите слова в рамке. Как различаются значения прилагательных? С каким языковым явлением мы столкнулись в начале урока, когда определяли частеречную принадлежность слова звонок? (Омонимия.)

– Найдите в тексте упражнения относительные прилагательные, характеризующие предмет по материалу. Запишите пары по образцу: золотой – из золота.

Работа проводится под руководством учителя.

– Самостоятельно выпишите остальные относительные прилагательные:

1 ряд – по месту;

2 ряд – по времени;

3 ряд – по действию.

6. Игра «Составь пару».

– Я буду называть словосочетания «существительное + существительное», а вы должны преобразовать их в «прилагательное + существительное» и записать в тетрадь.

Например: паспорт папы – папин паспорт.

1) шинель деда

2) сарафан бабушки

3) дом дяди

4) платье сестры

5) рог оленя

– Определите разряды прилагательных, выделите суффиксы.

7. Итог урока.

– Какие прилагательные могут нам указать на владельца того или иного предмета?

– Прилагательные какого разряда не имеют краткой формы?

– Прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения?

Домашнее задание: принести какой-нибудь небольшой предмет (игрушку, брелок и т. д.); выполнить упражнение 295.