Урок 76 внеклассное чтение. поэзия а. т. твардовского. Урок-концерт «Грозные годы войны»
Цели: расширить знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны; развивать навыки составления стихотворной композиции, ее связующих частей.
Методические приемы: комментированное чтение текста, чтение наизусть стихотворений из учебника, из интервью.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Звучит фонограмма песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).
1-й ведущий. В далеком прошлом остались суровые годы Великой Отечественной войны, полные горя и страданий миллионов людей. Но вправе ли мы забыть тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?
2-й ведущий. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило поэту сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения высокого гражданского звучания.
3-й ведущий (поэт). «Сжималось сердце при виде своих убитых. Далеко уже ушла его, убитого бойца, часть, а он лежит. Где-то еще идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают», – писал Твардовский.
1-й чтец. Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
1-й ведущий. Это отрывок из стихотворения «Две строчки», написанного в 1943 г. Чувство сопричастности трагедии войны и страдания ко всем ее жертвам звучит во многих стихотворениях Твардовского. Сам автор впоследствии определил владевшие им во время войны и после нее мысли и чувства как «навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе».
2-й чтец. Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…
2-й ведущий. И после Победы тема войны не сразу оставила лирику поэта. Как торжественный реквием звучат лучшие стихотворения этого периода: «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда закончилась война…», «Может они, глухие и немые…», посвященные солдатам, павшим на полях Великой Отечественной войны.
1-й ведущий. Стихотворение «Я убит подо Ржевом», написанное в 1945 г., пожалуй, одно из самых сильных.
Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей.
Звучит аудиозапись «Лунной сонаты» Л. Бетховена.
1-й чтец. Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
<…>
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет –
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
2-й чтец. Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
<…>
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она – спасена.
3-й чтец. И врага обратили
Вы на запад, назад.
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже.
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть… Да исполнится
Слово клятвы святой! –
Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.
1-й чтец. Братья, нынче поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг, –
О! Товарищи верные,
Лишь тогда б на войне
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне.
В нем, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.
<…>
2-й чтец. Я убит подо Ржевом.
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жить завещаю, –
Что я больше могу?
3-й чтец. Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое –
В память воина-брата,
Что погиб за нее.
Звучит аудиозапись песни В. Высоцкого «На братских могилах».
III. Чтение стихотворений учащимися.
Конкурс чтецов стихотворений Твардовского о Великой Отечественной войне.