Урок № 74. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (закрепление изученного)
Цели: развить и закрепить понятия об условиях обособления опре делений и приложений; закрепить пунктуационный навык.
1. Проверка усвоения правила § 31. Два ученика работают с карточками у доски.
I карточка. Задание: вставить и объяснить пропущенные бук
вы, обосновать пунктуацию.
По собра (и, нн) ым в Третьяковке пейзажам любовно передающ…м богатство русской природы и точно воспроизводящ…м разнообразие её состояний можно судить не только о величи… родной страны но и богат стве духовной жизни художников написавших эти пр…впекающие правдивостью и поэзией картины.
II карточка. Задание: вставить буквы и запятые, объяснить.
Все знакомые звуки ровный шум машин работающих исправно звонки механических устройств передающих сигналы редкие удары молота вводили Никонова в обстановку трудового дня привычную и любимую.
Все учащиеся выполняют упр. 294.
II . Анализ предложений для закрепления понятия об обособлении приложений, относящихся к имени существительному собственному.
/. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (А. С. Пушкин). 2. С нами сидел радист Вовнич. 3. Жухрай, матрос, с нами не разговаривал (Н. Островский).
Вывод учащиеся делают сами, сверяясь с §31.
III . Тренировочные упражнения для закрепления введенного учителем дополнительного сведения: распространенное определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова
другими словами.
1. 3 а д а н и е : обозначить определение и определяемое слово, проставить знаки препинания.
Недалеко от дома, обнесенного оградой, раскинулся старинный парк. 2. Несколько раз, таинственный и одинокий, мелькнул вдали огонек. В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (М. Шолохов/ 4. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом.
Задание: расставить знаки препинания. Обозначить графиче ски, что соединяет союз и.
/. Дождь перестал и облака подгоняемые ветром неслись над притихшей землей. 2. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась. 3. Я шел пешком и пораженный прелестью природы поминутно останавливался. 4. Рыба раньше хорошо бравшая приманку перестала клевать и уставшие от бессонной ночи ры боловы уснули. 5. Артиллерийский налет не прекращался и оглушенные гро хотом люди не могли поднять головы.
IV . Задание на дом:
§31, упр. 296.