Урок 73. ГЛАСНАЯ БУКВА Ёё

0
463
общество

Урок 73. гласная буква Ёё

Цели: познакомить учащихся с гласной буквой Ё ё; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

1. По таблице дети вспоминают все изученные гласные буквы. Ученики говорят, какие из них служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии (и, е, я).

Учитель выясняет, почему буквы е и я особенные. (Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [й’э], [й’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных.)

Читаются слова, заранее напечатанные на доске:

ели маяк

Ведется слого-звуковой анализ по схемам.

2. Учитель сообщает ученикам, что на уроке они узнают еще одну особенную гласную букву. На предметном рисунке дети узнают ежа, им предлагается назвать этого зверька ласково. (Ёжик.)

Проводится слого-звуковой анализ слова ёжик.

– Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги?

Обращается внимание на схему слова.

Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Медленно произносится первый слог. Выясняется, что он состоит из двух звуков. Учитель сообщает, что два звука, образовавших слияние [й’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Учитель показывает букву Ё ё.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

В. Степанов

Физкультминутка

3. Слово учителя.

Когда мы называем букву ё, то произносим два звука [й’о]. Если буква ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [й’о].

Детям предлагается еще раз рассмотреть схему слова ёжик и ответить на вопрос:

– Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ёжик? (В слоге ё два звука, но, чтобы их обозначить, нужна только одна буква.)

Дети читают слово ёжик, которое заранее выложено на магнитной доске.

4. Проводится работа на магнитной доске:

– слово ёжик преобразуется в слово ёж;

– составляется слово ёлка;

– составляются слова мои и твои и преобразуются в моё и твоё.

5. В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками.

Проводится сопоставление слов по смыслу:

ёжик – ёж, ёлочка – ёлка

Со словами моё и своё устно составляются предложения.

Делается вывод: чтобы прочитать букву ё в начале слов или после гласных, ее надо просто назвать – произнести два звука [й’о].

Физкультминутка

? Дети читают текст на с. 155.

Вопросы:

– Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ё.

? Игра «Малыши заблудились», с. 154.

Дети стрелками соединяют родителей животных и их детенышей.

? Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера. Заучивание наизусть, с. 154.

III. Итог урока.

– О какой букве узнали на уроке?