Урок 73. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Цели: закрепить навыки правописания приставок ней ни с ме стоимениями; показать условия выбора приставок не и ни с наре чиями; развивать навыки монологической речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, составление устного рассказа по опорным словам.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Записать предложение под диктовку, сделать его синтаксиче ский разбор.
Карлик сел за стол иук…зал (на)место (на)против. (В. Пелевин.) (Карлик сел за стол и указал на место напротив. В данном предложении наречие напротив выступает в роли определения: место какое? – напротив.)
П. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам упражнения 226. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов ста и выпущена; синтаксический разбор первого предложения.
Комментарий. Варианты заголовка: «Изобретение почтовой марки», «История почтовой марки». Основная мысль текста: каждая привычная вещь имеет свою историю, является плодом творческого труда человека.
Наречия, образованные приставочным способом: затем, назад, вовсе.
III . Изучение темы «Буквы еиив приставках не- и ми- отрицательных наречий»
Объяснительный диктант (повторение изученного). Некто, ничем, никакой, никому, нечто, никем, некоторый, никто, несколько, ничто, некого, нисколько, нечем, никого, некому, некем.
Отрицательные местоимения образуются приставочным спосо бом; написание приставок не и ни зависит от ударения.
Задание: попробуйте образовать от данных вопросительных наречий отрицательные наречия.
Где, куда, когда, зачем: негде, некуда, некогда, незачем; нигде, никуда, никогда.
. Вывод: в отрицательных наречиях, так же как в отрицатель ных местоимениях, приставка не- пишется под ударением, ни- – без ударения.
IV . Выполнение упражнений
1. Упражнение 227: комментированное письмо.
Примечание: в: рамке на с. 106 приведено написание наречия
нимало. Напомним, что существует слово-омофон (одинаково слы шится) немало. Разница в значении слов очевидна в контексте:
Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. {Нима ло – ничуть, нисколько.)
Немало пришлось сделать, чтобы завоевать уважение к себе. {Немало – много.)
Упражнение 228: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Упражнение 232 (развитие речи): обсуждение темы возможного высказывания по ключевым словам; составление устного рас сказа; выступления учеников.
Домашнее задание
§ 37.
Упражнение 229: письменно.
Упражнение 231: устно (подготовка к диктанту).