Урок № 72. ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
536
химия

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(18 часов + 2 часа на развитие речи)

Урок № 72. ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие об обособлении; повторить основные сведения о причастном и деепричастном оборотах.

I . Словарный диктант по упр. 287. И. Лекция-беседа.

Учитель показывает иллюстративный материал, при анализе которо­го учащиеся включаются в активную учебную деятельность.

Слово учителя. Вы знаете, как только слова попадают в предложе­ ние, они, выполняя в нем различную роль, становятся членами предложе­ния. Какие вы знаете члены предложения? {Главные, второстепенные, од­нородные, неоднородные, нераспространенные, распространенные.) Сегодня мы познакомимся с новым видом членов предложения – обособлен­ ными членами предложения.

Что значит обособить член предложения? Это значит выделить его по смыслу. Как (при помощи чего) можно выделить наиболее важное по смыслу слово в предложении? {Логическим ударением, изменением порядка слов-инверсий) Выделите по смыслу слова (определения) молчаливые и теплые в предложении. Незаметно подкрались молчаливые и теплые су­мерки. Как это можно сделать? Поставьте эти определения после опреде­ляемого слова. Прочитайте получившееся предложение. Незаметно под­крались сумерки, молчаливые и теплые.

Добились ли вы решения поставленной перед вами задачи? Какими средствами это достигнуто? {Определения поставлены в необычную для них позицию они стоят после определяемого слова, они также выделяются логическим ударением.) Прослушайте предложение. Построенный из крас­ ного кирпича дом стоял на берегу озера. Обособьте, т. е. выделите в нем по смыслу распространенное определение- причастный оборот. Как вы это сделали? Прочитайте получившееся предложение.

Итак, обособленные члены – это такие члены предложения, ко­торые выделяются по смыслу при помощи интонации и порядка слов.

На письме обособленные члены выделяются запятыми.

Обособленные члены выполняют в предложении двойную функцию. Попробуем в этом убедиться, используя лингвистический эксперимент. Сначала запишем два простых предложения:

1. Высоко в небе светила полная луна. Она освещала нам путь.

Затем преобразуем их в одно простое с деепричастным или причаст­ ным оборотом. 2. Высоко в небе светила полная луна, освещая нам путь. 3. Высоко в небе светила полная луна, освещавшая нам путь.

А теперь проведем анализ этих примеров:

Какие предложения по цели высказывания записаны под циф­рой It (Повествовательные.)

Какие предложения называются повествовательными?

Сколько предложений и сколько сообщений в примерах под циф­рой 1? (Два предложения, два сообщения.)

Чем выражены эти сообщения? (Двумя простыми предложения­ми, у каждого своя грамматическая основа.)

Как выражено первое сообщение в примерах 2 и 3? (Оно выраже­но так оке, как и в первом предложении.)

Есть ли второе сообщение в примерах 2 и 3? Чем оно выражено? (Да, есть. Оно выражено деепричастным и причастным оборотами)

Какое сообщение в примерах 2, 3 можно считать основным, а ка­кое добавочным, второстепенным? {Первое сообщение – основное, второе, выраженное деепричастным и причастным оборотами добавочное?)

Какими членами предложения являются при этом деепричастный и причастный обороты? (Деепричастный оборот – распространенным об­стоятельством, причастный оборот -распространенным определением)

Итак, проведя лингвистический эксперимент, мы убедились в том, что обособленные члены обычно выполняют в предложении двойную функцию; они являются второстепенными членами и одновременно второ­ степенными сказуемыми с зависимыми словами, выражающими добавоч­ное сообщение.

Наблюдение за интонацией предложений с обособленными и необо­ собленными членами. Задание: упр. 288, 289.

III . Закрепление изученного.

1. Наблюдение над обособленными членами в художественной лите ратуре.

Учащимся предлагаются два отрывка (Пушкин «Сказка о мертвой царевне» и М. Горький «Детство»). Надо найти обособленные члены, вы­ делить их при чтении интонацией, определить их роль.

/. Делать нечего. Она, И наказывает ей,

Чёрной зависти полна, Сенной девушке своей,

Бросив зеркальце под лавку, Весть царевну в глушь лесную…
Позвала к себе чернавку

2. До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она,
разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить,
оплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом,
самым близким сердцу моему…

Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня.

В результате работы учащиеся должны прийти к выводу, что обо­собленные члены свойственны прежде всего книжной речи, помогая писа­телю в экономной форме подробно живописать предмет.

2. Преобразование двух простых предложений в простое предложе­ние с обособленным членом (причастным или деепричастным оборотом).

/. За деревней протекает река. Она неторопливо несёт свои воды к дальнему озеру. 2. Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов. 3. Снег осыпался с вершины деревьев. Он сверкал на солн­це. 4. Эта необычная история взволновала всех. Её рассказал неизвестный геолог. 5. Неожиданно начался сильный дождь. Он заставил нас искать укрытия. 6. Приятно было отдыхать у небольшого пруда. Он зарос по бе­регам густым ивняком.

IV . Задание на дом:

эту работу закончить дома.