ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(18 часов + 2 часа на развитие речи)
Урок № 72. ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие об обособлении; повторить основные сведения о причастном и деепричастном оборотах.
I . Словарный диктант по упр. 287. И. Лекция-беседа.
Учитель показывает иллюстративный материал, при анализе которого учащиеся включаются в активную учебную деятельность.
Слово учителя. Вы знаете, как только слова попадают в предложе ние, они, выполняя в нем различную роль, становятся членами предложения. Какие вы знаете члены предложения? {Главные, второстепенные, однородные, неоднородные, нераспространенные, распространенные.) Сегодня мы познакомимся с новым видом членов предложения – обособлен ными членами предложения.
Что значит обособить член предложения? Это значит выделить его по смыслу. Как (при помощи чего) можно выделить наиболее важное по смыслу слово в предложении? {Логическим ударением, изменением порядка слов-инверсий) Выделите по смыслу слова (определения) молчаливые и теплые в предложении. Незаметно подкрались молчаливые и теплые сумерки. Как это можно сделать? Поставьте эти определения после определяемого слова. Прочитайте получившееся предложение. Незаметно подкрались сумерки, молчаливые и теплые.
Добились ли вы решения поставленной перед вами задачи? Какими средствами это достигнуто? {Определения поставлены в необычную для них позицию – они стоят после определяемого слова, они также выделяются логическим ударением.) Прослушайте предложение. Построенный из крас ного кирпича дом стоял на берегу озера. Обособьте, т. е. выделите в нем по смыслу распространенное определение- причастный оборот. Как вы это сделали? Прочитайте получившееся предложение.
Итак, обособленные члены – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу при помощи интонации и порядка слов.
На письме обособленные члены выделяются запятыми.
Обособленные члены выполняют в предложении двойную функцию. Попробуем в этом убедиться, используя лингвистический эксперимент. Сначала запишем два простых предложения:
1. Высоко в небе светила полная луна. Она освещала нам путь.
Затем преобразуем их в одно простое с деепричастным или причаст ным оборотом. 2. Высоко в небе светила полная луна, освещая нам путь. 3. Высоко в небе светила полная луна, освещавшая нам путь.
А теперь проведем анализ этих примеров:
Какие предложения по цели высказывания записаны под цифрой It (Повествовательные.)
Какие предложения называются повествовательными?
Сколько предложений и сколько сообщений в примерах под цифрой 1? (Два предложения, два сообщения.)
Чем выражены эти сообщения? (Двумя простыми предложениями, у каждого своя грамматическая основа.)
Как выражено первое сообщение в примерах 2 и 3? (Оно выражено так оке, как и в первом предложении.)
Есть ли второе сообщение в примерах 2 и 3? Чем оно выражено? (Да, есть. Оно выражено деепричастным и причастным оборотами)
Какое сообщение в примерах 2, 3 можно считать основным, а какое добавочным, второстепенным? {Первое сообщение – основное, второе, выраженное деепричастным и причастным оборотами – добавочное?)
Какими членами предложения являются при этом деепричастный и причастный обороты? (Деепричастный оборот – распространенным обстоятельством, причастный оборот -распространенным определением)
Итак, проведя лингвистический эксперимент, мы убедились в том, что обособленные члены обычно выполняют в предложении двойную функцию; они являются второстепенными членами и одновременно второ степенными сказуемыми с зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение.
Наблюдение за интонацией предложений с обособленными и необо собленными членами. Задание: упр. 288, 289.
III . Закрепление изученного.
1. Наблюдение над обособленными членами в художественной лите ратуре.
Учащимся предлагаются два отрывка (Пушкин «Сказка о мертвой царевне» и М. Горький «Детство»). Надо найти обособленные члены, вы делить их при чтении интонацией, определить их роль.
/. Делать нечего. Она, И наказывает ей,
Чёрной зависти полна, Сенной девушке своей,
Бросив зеркальце под лавку, Весть царевну в глушь лесную…
Позвала к себе чернавку
2. До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она,
разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить,
оплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом,
самым близким сердцу моему…
Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня.
В результате работы учащиеся должны прийти к выводу, что обособленные члены свойственны прежде всего книжной речи, помогая писателю в экономной форме подробно живописать предмет.
2. Преобразование двух простых предложений в простое предложение с обособленным членом (причастным или деепричастным оборотом).
/. За деревней протекает река. Она неторопливо несёт свои воды к дальнему озеру. 2. Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов. 3. Снег осыпался с вершины деревьев. Он сверкал на солнце. 4. Эта необычная история взволновала всех. Её рассказал неизвестный геолог. 5. Неожиданно начался сильный дождь. Он заставил нас искать укрытия. 6. Приятно было отдыхать у небольшого пруда. Он зарос по берегам густым ивняком.
IV . Задание на дом:
эту работу закончить дома.