Цели: начать знакомить учащихся с творчеством Андрея Платонова; воспитывать доброе, бережное отношение к близким; развивать познавательный интерес у учеников, мышление, речь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы прочитали дома, ребята, ещё два рассказа Бориса Шергина, написанных им на темы русских пословиц и поговорок. Как в содержании каждого рассказа раскрылся смысл пословиц?
– Какой урок преподали вам эти произведения?
– Прочитаем по ролям рассказ «Акуля, что шьёшь не оттуля?»
несколько групп учащихся читают по ролям произведение.
Оценивание работы друг друга.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Продолжает тему рассказ Андрея Платоновича Платонова (Андрея Платоновича Климентова) «Цветок на земле».
Учитель выразительно читает произведение.
– Каким вы представляете себе Афоню? (маленький, любознательный, ему хочется как можно больше узнать от своего деда; добрый, он заботливо относится к старику; трудолюбивый, несмотря на свой возраст, собрал лекарственных растений и отнёс их в аптеку на лекарства.)
– Нравится ли он вам? Чем?
– О чём самом главном Афоня узнал от деда? Прочитайте, как об этом сказано в рассказе.
чтение со слов: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой…» до слов: «Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь».
– Прочитайте отрывок, в котором раскрывается значение слов Афони «Теперь я сам знаю про всё».
чтение со слов: «Афоня задумался среди трав и цветов»… до слов: «Ты, дедушка, не бойся».
– Каким чувством наполнено произведение Андрея Платонова?
– Дома вы приготовите пересказ рассказа «Цветок на земле», а чтобы вам было легче выполнить данное задание, составим план.
По желанию учащихся или по усмотрению учителя может быть составлен план, в котором название каждой части даётся детьми, либо цитатный план, в котором названием каждой части служит предложение из рассказа.
Примерный цитатный план
1. «Скучно Афоне жить на свете».
2. «Скажи мне про всё…»
3. «Дед остановился у голубого цветка…»
4. «Цветок этот самый – труженик…»
5. «Теперь я сам знаю про всё!»
IV. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– О чём заставил задуматься?
– Какие чувства в вас пробудил?
– Чья работа на уроке заслуживает особого внимания?
Домашнее задание: перечитать ещё раз рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле» (с. 129–135, часть 2-я), подготовить пересказ произведения, пользуясь составленным в классе планом; попробовать нарисовать цветок, о котором рассказал писатель, так, как вы его себе представляете.