Урок 71. СЛОВА С ПРОВЕРЯЕМЫМИ И НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

0
789
метод печати

Цель: развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте слова с безударными гласными в корне. Назовите проверочные слова.

– Прочитайте слова с парными согласными в корне. Назовите проверочные слова.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: …, о, п, р, с, т, ...

– Посмотрите на буквы, записанные на доске. Как вы думаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать буквы н, у. Буква н начинает этот ряд по алфавиту, буква у заканчивает этот ряд букв.)

Нну Уун Нну …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом.

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое это слово:

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картофель.)

– Найдите слово в орфографическом словаре. Запишите его, запомните написание и определите СУО.

картуфель

– Что такое картофель? (1. Картофель – это огородное растение, овощ. 2. Подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.)

Учитель показывает рисунки: куст картофеля, клубни.

– Назовите однокоренные слова. Обоснуйте свой ответ.

– Какой бывает картофель? Запишите 4–5 словосочетаний. (Мелкий картофель, крупный картофель, сырой картофель, жареный картофель, ранний картофель...)

– Когда так говорят: «Картошка в мундире»? (Картофель, сваренный или испечённый в кожуре.) «Нос картошкой»? (О широком, толстом книзу носе.)

– Запишите под диктовку предложение: С больших площадей картофель убирают при помощи специальных машин.

– Как называются специальные машины для уборки картофеля? (Картофелекопалки.)

– Подчеркните безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением. Назовите проверочные слова.

– Назовите слова, правописание которых нужно запомнить.

– Проведем физкультминутку. Я буду называть согласные звуки. Если вы считаете, что это правильно, хлопаете в ладоши. Если это неправильно, вы топаете ножками.

Учитель произносит звуки: [ж, и, г, м’, п, з, д, ы, н’, й’, щ’, ч’, о, а, с, у, б, т’, р].

V. Восстановление деформированных предложений. (Упр. 250.)

VI. Объяснительный диктант.

Запись словосочетаний под диктовку с комментированием.

Кричит лосёнку, появились птенцы, глядит на козу, сидит у сосны, на лесной полянке, несет домой, молоденькие дрозды, далекая гора, земная красота, прилетели на сосну, большие бобры.

VII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 251.