Цель: развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте слова с безударными гласными в корне. Назовите проверочные слова.
– Прочитайте слова с парными согласными в корне. Назовите проверочные слова.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: …, о, п, р, с, т, ...
– Посмотрите на буквы, записанные на доске. Как вы думаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать буквы н, у. Буква н начинает этот ряд по алфавиту, буква у заканчивает этот ряд букв.)
Нну Уун Нну …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое это слово:
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картофель.)
– Найдите слово в орфографическом словаре. Запишите его, запомните написание и определите СУО.
картуфель
– Что такое картофель? (1. Картофель – это огородное растение, овощ. 2. Подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.)
Учитель показывает рисунки: куст картофеля, клубни.
– Назовите однокоренные слова. Обоснуйте свой ответ.
– Какой бывает картофель? Запишите 4–5 словосочетаний. (Мелкий картофель, крупный картофель, сырой картофель, жареный картофель, ранний картофель...)
– Когда так говорят: «Картошка в мундире»? (Картофель, сваренный или испечённый в кожуре.) «Нос картошкой»? (О широком, толстом книзу носе.)
– Запишите под диктовку предложение: С больших площадей картофель убирают при помощи специальных машин.
– Как называются специальные машины для уборки картофеля? (Картофелекопалки.)
– Подчеркните безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением. Назовите проверочные слова.
– Назовите слова, правописание которых нужно запомнить.
– Проведем физкультминутку. Я буду называть согласные звуки. Если вы считаете, что это правильно, хлопаете в ладоши. Если это неправильно, вы топаете ножками.
Учитель произносит звуки: [ж, и, г, м’, п, з, д, ы, н’, й’, щ’, ч’, о, а, с, у, б, т’, р].
V. Восстановление деформированных предложений. (Упр. 250.)
VI. Объяснительный диктант.
Запись словосочетаний под диктовку с комментированием.
Кричит лосёнку, появились птенцы, глядит на козу, сидит у сосны, на лесной полянке, несет домой, молоденькие дрозды, далекая гора, земная красота, прилетели на сосну, большие бобры.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 251.