Урок 71. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е
Цели: показать условия написания не с наречиями на -о и -е; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.
Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Диктант по памяти (по упражнению 218).
П. Проверка домашнего задания
Морфологический разбор наречий из упражнения 218 (по выбору) – на доске и в тетрадях.
Чтение и анализ нескольких творческих работ – сочинений- рассуждений на тему «Прозвища».
III . Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»
1. Объяснительный диктант (повторение пройденного).
Нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая
– музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием.
2. Эвристическая беседа.
В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяс нительном диктанте? (В именах существительных и прила гательных.)
В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? (Случаи слитного написания с не: не употребляется без не, нет противопоставления, нет усилительных слов, можно заменить синонимом без не. В остальных слу чаях не пишется раздельно.)
Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объясни тельного диктанта. Запишите в два столбика.
нелепый нелепо
невоспитанный невоспитанно
негромкий негромко
непростительный непростительно
немалый немало
ничуть не трудно не сладко, а кисло вовсе не занимательно неясно |
ничуть не трудный не сладкие, а кислые вовсе не занимательный неясный
неуклюжий неуклюже
Какие наречия образуются от прилагательных? (Наречия на -о, -е.)
Необходимо ли отдельное правило написания не с наре чиями на -о и – el (Нет, оно такое же, что и для прилага тельных.)
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 219: устно.
Упражнение 220: выполняется по вариантам. 1-й вариант выписывает слова с не, которое является частью корня и находит примеры слов, состав которых соответствует приведенным в учеб нике схемам; 2-й вариант выписывает слова с приставкой не-; 3-й вариант – с частицей не.
После выполнения на доске открывается запись, по которой ученики самостоятельно проверят свою работу:
Слова с не – частью корня |
Слова с приставкой не- |
Слова с частицей не |
Выполнить небрежно |
Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело |
Пришить не крепко, а слабо |
Поступить нелепо |
Пришить пуговицу некрепко |
Взглянуть не доверчиво, а с подозрением |
Высказываться негодующе |
Посмотреть недоверчиво, недовольно, недруже любно |
Говорить нисколько не весело, совсем не громко, далеко не ласково |
Излагать мысли непосле довательно, несвязно |
Произнести не громко, а тихо |
|
Взлететь невысоко |
Взлететь не высоко, а низко |
|
Вырыть неглубоко |
Взлететь совсем не высоко |
|
Нешироко приоткрыть глаза |
Ничуть не радостно |
К заданию 1-го варианта (слова, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам): приоткрыть, непоследователь но, сделать.
Домашнее задание 1- § 36.
2. Упражнение 221: письменно.