Цели: ввести понятия дробного выражения, знаменателя и числителя дробного выражения; формировать устные и письменные вычислительные навыки; повторить теорию по теме «Умножение и деление дробей»; воспитывать умение слушать мнение товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная контрольная работа (5 мин)
(На следующем уроке можно поменять варианты.)
Вариант I |
Вариант II |
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы узнаем, какие выражения называют дробными. Будем находить значения таких выражений.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Запишите в виде частного:
— Запишите в виде дроби: 3 : 7; 43 : 54; 12 : 17.
2. Работа над новой темой.
— Выражение (2,7 + 5,2) : (4,3 — 3,2) можно записать в следующем виде:
— Найдите значение этого выражения. (7.)
Определение. Частное двух чисел или выражений, в котором знак деления обозначен чертой, называют дробным выражением.
Например:
— Приведите примеры дробных выражений. (Запишите на доске несколько примеров.)
Определение. Выражение, стоящее над чертой, называют числителем, а выражение, стоящее под чертой, — знаменателем дробного выражения.
— Назовите числитель и знаменатель данных выражений.
— Сделайте вывод, что может быть числителем и знаменателем дробного выражения. (Любые числа, числовые и буквенные выражения.)
— С дробными выражениями можно выполнять те же действия, что и с обыкновенными дробями.
V. Закрепление изученного материала
Каждое задание выполняют по три ученика у доски, а остальные — в тетрадях, самопроверка.
1. № 693 стр. 111. (Ответ: )
2. № 694 стр. 111.
— Вспомните правила умножения и деления десятичных дробей.
Решение:
(Все подсчеты в столбик выполняются в тетради.)
3. № 695 (а, г, ж) стр. 111.
— Сформулируйте правило деления смешанных чисел.
— Что называют сокращением дробей?
Решение:
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
№ 713 стр. 114 (один ученик решает на обратной стороне доски, остальные в тетрадях, самопроверка).
Решение:
1) — площадь сада.
2) – площадь участка.
(Ответ: 21а.)
VIII. Повторение изученного материала
1. Блиц-опрос по теории.
— Расскажите, как умножить дробь на натуральное число.
— Как выполнить умножение двух дробей?
— Как выполнить умножение смешанных чисел?
— Запишите свойства нуля и единицы при умножении.
— Сформулируйте правило деления дробей.
— Как выполняется деление смешанных чисел?
— Сформулируйте правило нахождения дроби от числа.
— Сформулируйте правило нахождения числа по данному значению его дроби.
— Какие числа называют взаимно обратными?
2. Тестовые задания (5 мин. можно выставить оценку).
— Выполните тест.
Вариант I
1. В школе 85 учеников приняли участие в олимпиаде, что составляет 1/10 всех учеников. Сколько учеников в школе?
850 – Ь; 750 – Щ; 520 – X.
2. Найти 40% от 90.
300 – А; 36 – Р; 360 – К
3. В парке 120 деревьев, 5/6 из них березы. Сколько берез в парке?
15 – М; 18 – Л; 100 – Б.
4. Турист прошел 50% пути, что составляет 16 км. Каков путь туриста?
320 – Г; 8 – У; 32 – Д.
5. В хоре 90 человек, 1/10 из них – мальчики. Сколько мальчиков в хоре?
150 – X; 54 – O; 42 – Э.
Запишите ответы в порядке возрастания и прочтите слово.
Ответы:
32 |
36 |
54 |
100 |
850 |
Д |
Р |
О |
Б |
Ь |
Вариант II
1. В ремонте школы приняли участие 94 ученика, что составляет 1/10 всех учащихся школы. Сколько учеников в школе?
940 – Ч; 360 – Л; 54 – М.
2. Найти 20% от 80.
160 – Ц; 16 – О; 200 – В.
3. В саду 50 деревьев, 3/5 яблони. Сколько яблонь растут в саду?
100 – Ч; 250 – Д; 30 – С.
4. Пешеход прошел 8 км, что составляет 40% всего пути. Каков путь пешехода?
30 – Ж; 16 – Э; 20 – Л.
5. В хоре 30 девочек, что составляет 2/5 всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?
12 – К; 125 – Ж; 75 – И.
Запишите ответы в порядке убывания и прочтите слово.
Ответы:
940 |
75 |
30 |
20 |
16 |
Ч |
И |
С |
Л |
О |
IX. Подведение итогов урока
— Как называются выражения, находящиеся над чертой? Под чертой?
— Каким может быть числитель и знаменатель дробного выражения?
Домашнее задание
№ 710 , 716 (а, е) стр. 114; № 705 стр. 113.