Урок 71. Дальний Восток

0
1029
информатика

Цели: Определить состав Дальнего Востока и объяснить особенности ЭГП Дальнего Востока. Дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. Познакомить с этапами освоения территории, изучить проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Закрепить понятие «свободная экономиче­ская зона». Закрепить умение самостоятельно определять особенности ЭГП, про­блемы, специализации Дальнего Востока.

Оборудование: Физическая и политико-административная карты России или Дальнего Востока. Картины морей Тихого океана, ландшафты Дальнего Востока.

Ход урока

Организационный момент

Изучение темы «Дальний Восток» может быть проведено по одному из двух предложенных вариантов.

По 1 варианту работа проводится фронтально, но идет в индивидуальном темпе. На столах учащихся лежат программы изучения Дальнего Востока.

По 2 варианту учащиеся работают в группах, обсуждают вопросы, работая с кар­тами атласа (рис. 88 и 89, таб. 68, уч. Д.; рис. 114, 117 и 118, с. 301, уч. А., таблица 4, с. 327, а также материал §57, уч. А. и §63, уч. Д.).

Изучение нового материала

вариант урока по теме «Дальний Восток»

Сегодня вы готовы самостоятельно познакомиться с уникальной территорией России. План изучения района вам известен, мы не будем нарушать последователь­ность знакомства с Дальним Востоком.

Шаг 1

Определим состав Дальнего Востока. Для этого вы можете обратиться к учеб­нику (уч. А, с. 296, рис. 114; уч. Д.) и карте атласа Дальний Восток и политико­административной карте России.

Запишите в тетрадь, какие края, области, автономные округа, республика, авто­номная область входят в состав Дальнего Востока, и нанесите состав и границы Дальнего Востока на контурную карту.

Проверьте себя! Какая область Дальнего Востока находится на островах?

Шаг 2

Оцените ЭГП Дальнего Востока (по политико-административной карте России).

Дальний Восток наиболее … район от … России.

Связи Дальнего Востока с Центром …

Дальний Восток имеет обширный, открытый выход к … океану и к стра­нам … Азии.

Дальний Восток граничит со странами … и … с …, граница походит по реке … и ее притоку … .

Какие виды транспорта играют важную роль в жизни населения Дальнего Востока?

Сделайте вывод об особенности ЭГП Дальнего Востока.

Шаг 3

Познакомьтесь с природными условиями и ресурсами Дальнего Востока и дай­те их хозяйственную оценку. Для этого используйте рис. 88, с. 327, уч. Д., рис. 89, с. 382, уч. Д; рис. 83, с. 300, уч. Д, а также карты атласа, а также текст уч. Д., с. 326; уч. А. с. 297-298.

Дайте оценку природных условий на севере и юге Дальнего Востока по плану:

Обсудите природные условия и их влияние на хозяйственную деятельность, жизнь и здоровье населения с соседом по парте.

Дайте оценку природных ресурсов по плану:

а) Минеральные ресурсы:

угли в …. Бассейне;

нефть – на острове …;

руды – 1)…, 2)…, 3)…, 4) ….

Якутия славится добычей …

б) биологические ресурсы:

рыбные (вспомните, какие виды рыб водятся в Тихом океане); лесные.

в) гидроэнергетические – это ресурсы рек: 1)…, 2) … .

Какие отрасли хозяйства могут развиваться благодаря природным ресурсам? Проверьте свой вывод по рис. 88, с. 327, уч. Д, и рис. на с. 301 уч. А.

Шаг 4

Найдите в тексте учебника (уч. Д., §63 и уч. А., §57) и прочитайте о населении Дальнего Востока. Ответьте на вопросы:

Во сколько раз население Дальнего Востока возросло за годы советской власти?

а) в 2 раза;

б) в 8 раз;

в) в 18 раз.

На Дальнем Востоке преобладает … население.

а) городское;

б)сельское.

Миграции населения Дальнего Востока имеют, в основном, направлен­ность …

а) с севера на юг;

б) на запад;

в) с юга на север.

Ответы: 1 – 6; 2 – а; 3 – а, б.

Шаг 5

Изучите самостоятельно по учебнику (уч. А.), как шло формирование террито­рии Дальнего Востока с XVII века по 2000 г. Используйте для этого объяснение учи­теля. Прослушай и ответь на вопросы:

Первые русские поселения на Дальнем Востоке были основаны …

а) на Севере;

б) на юге Дальнего Востока?

Когда граница России с Китаем приобрела современное очертание? (В 1860 году.)

По каким договорам о. Сахалин и Курильские острова переходили Японии? (1. В 1855 году первый русско-японский договор «о торговле и границах» при­знавал остров Сахалин и южную часть Курильских островов (Кунагиир, Иту­руп, Шикотан за Японией); 2. По договору 1875 года «Об обмене террито­риями» Россия передаю Японии все Курильские острова в обмен на офици­альный отказ Японии от ее притязаний на Сахалин, который признавался полностью принадлежащим России; 3. По портсмутскому мирному договору 1905 года, подписанному после проигранной Россией русско-японской войны Япония получила южную часть острова Сахалин (до 50-й параллели); 4. После окончания войны с Японией в 1945 г. к СССР снова отошел Южный Сахалин и все Курилы; 5. Япония до сих пор оспаривает вхождение в состав России южной части Курильских островов.)

Шаг 6

Задание:

Определите отрасли специализации Дальнего Востока. Для этого используйте круговые диаграммы доли Дальнего Востока в России по населению и по от­раслям хозяйства (уч. А., с. 301) и рис. 88 (уч. Д., с. 327).

Отраслями специализации Дальнего Востока являются:

пищевая;

лесная;

цветная металлургия;

морской транспорт.

Дальний Восток вывозит в Центр России:

рыба;

лесоматериалы;

бумага;

концентрат цветных металлов.

За рубеж Дальний Восток экспортирует:

рыба;

…;

3)….

Вопросы для обсуждения в паре (в группе):

Почему Дальний Восток имеет более мощный военный флот, чем флоты Чер­ного моря и Северный флот? (Дальний Восток – это район, где две сверхдер­жавы СССР и США непосредственно граничили друг с другом (в Беринговом

проливе). В случае войны здесь вооруженные силы сразу же пришли бы в со­прикосновение.)

Какую продукцию Дальний Восток получает из Центра России? (Машины, нефть, металлы, зерно.)

Определите основные проблемы Дальнего Востока и пути их решения. (Ком­плексное развитие хозяйства Дальнего Востока, развитие обрабатывающих отраслей, создание совместных производств с зарубежными партнерами, создание технополисов и свободных экономических зон позволит повысить экономический потенциал Дальнего Востока. Необходимо экономное освоение природных ресурсов и сохранение рыбных ресурсов Тихого океана.)

Проверка усвоения материала урока проводится с помощью теста.

Вопросы теста:

В состав Дальнего Востока находится островная область …

а) Чукотская; б) Сахалинская;

в) Курильская; г) Камчатская.

Дальний Восток омывается морями Тихого океана …

а) Японским; б) Желтым;

в) Охотским; г) Чукотским.

В состав Дальнего Востока не входят следующие субъекты РФ …

а) Магаданская область; б) Камчатская область;

в) Амурская область; г) Читинская область;

д) Иркутская область.

На территории Дальнего Востока проживают народы, имеющие автономию на территории района …

а) евреи; б) нанайцы;

в) русские; г) карелы.

На территории Дальнего Востока (выберите правильные утверждения)…

а) преобладает городское население;

б) население Дальнего Востока многонационально, но преобладают рус­ские;

в) для Дальнего Востока характерен прирост численности населения за счет миграций;

г) плотность населения Дальнего Востока увеличивается с севера на юг;

д) на территории района нет городов-миллионников.

Дальний Восток богат природными ресурсами (выберите правильные ва­рианты).

а) водными; б) земельными;

в) лесными; г) агроклиматическими;

д) минеральными.

На Дальнем Востоке есть единственная АЭС, которая находится …

а) на Камчатке; б) на Чукотке;

в) на о. Сахалин; г) в Приморском крае.

Отраслями специализации Дальнего Востока являются …

а) рыбная, машиностроение, лесная;

б) горнодобывающая, лесная, химическая;

в) рыбная, лесная, цветная металлургия.

Дальний Восток экспортирует в страны Азиатско-Тихоокеанского региона…

а) рыбу и древесину;

б) рис и фрукты;

в) руды и машины.

Ответы: 1 – б; 2 -а, в; 3 -г, д; 4 – а; 5 – а, б, г, д; 6- а, в, д; 7 – б; 8 – в; 9 – а.

вариант урока по теме «Дальний Восток»

Вопросы для обсуждения в группах:

Группа № 1

Вопрос: В чем уникальность природных условий и ресурсов Дальнего Востока?

Учащиеся дают ответ по картам.

Ответ: Дальний Восток имеет самую длинную береговую линию. Район омыва­ют три моря Тихого океана и моря Северного Ледовитого океана. Побережье Япон­ского моря не замерзает.

Дальний Восток – подвижная область земной коры, поэтому здесь бывают землетря­сения, а на берега обрушиваются гигантские разрушительные волны – цунами. На Кам­чатке и Курилах – вулканы, Камчатка знаменита горячими источниками и гейзерами.

Природные ресурсы Дальнего Востока очень богаты:

рыбные ресурсы морей Тихого океана, особенно сельдь, крабы, лососевые.

минеральные ресурсы: золото, олово, вольфрамовые руды, каменный уголь, нефть, алмазы Якутии и другие полезные ископаемые.

водные ресурсы Амура и ее притоков позволяют развивать водоемкие про­изводства.

Камчатка и побережье Японского моря имеют рекреационные ресурсы.

леса Дальнего Востока содержат 31% древесины России (вместе с Якутией). Особенно ценна древесина амурского бархата, лиственницы и др.

Река имеет огромные запасы гидроэнергоресурсов.

Вывод: Природные ресурсы Дальнего Востока богатейшие, особенно рыбные, минеральные (золото, алмазы).

Группа № 2

Задание: Нарисуйте «образ района». С помощью условных знаков изобразите в виде герба, рисунка, схемы основные отличительные черты Дальнего Востока.

Группа № 3

Задание: Сформулируйте, чем вызвано создание свободной экономической зоны в районе Находки. Каковы перспективы ее развития? Вспомните, что такое СЭЗ? Какие СЭЗ созданы в других районах России?

Ответ: Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это территория, имеющая выгод­ное ЭГП, с льготным налоговым и таможенным режимом, что делает ее привлека­тельной для инвестиции иностранных фирм. Здесь возможно создание совместных производств.

СЭЗ Находка имеет приморское положение. Это крупный морской порт Япон­ского моря. Находка – незамерзающий порт, через который осуществляются экс­портно-импортные поставки грузов из стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Республика Корея, Китай, Тайвань, Индонезия, Вьетнам и другие).

Территория Приморского края богата минеральными, лесными, рекреационными ресурсами.

Находка, скорее всего, получит развитие портового хозяйства, наукоемких от­раслей, туризма. Инвестиции вкладывать будут фирмы Японии, Кореи, Китая.

Домашнее задание

Повторить экономические районы России. Каждый ученик, являясь частью

группы, получает для подготовки 2 района Европейской части и один район

Восточного макрорегиона.

Повторить «Самое, самое … в районе».