Урок 74. Страны нового зарубежья СНГ

0
17
химия

Цели: Познакомить с новыми независимыми государствами – соседями России. Углубить знания о геополитическом положении России, сформировать представле­ния о взаимоотношениях России с новыми независимыми государствами. Развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно работать с дополнитель­ной литературой.

Оборудование: Карты СССР (физическая, политико-административная и др., а также карты Украины и Молдавии, Белоруссии, стран Балтии, Закавказья, Средней Азии, Казахстана). Иллюстрации – природа и достопримечательности стран.

Ход урока

Организационный момент

Работа проводится в группах. В группе – 6 человек. Каждый учащийся специа­лист по своей группе стран (по уч. Д. удобнее брать группы стран, соответствующие параграфу: 1. Белоруссия; 2. Страны Балтии; 3. Европейский Юго-Запад; 4. Закавка­зье; 5. Азиатский Юго-Восток разделить на Казахстан и страны Средней Азии).

На столах план изучения страны, атласы, картосхемы стран и др.

Изучение нового материала

План изучения страны:

Показ на карте страны (стран) и столицы.

Выгодность ЭГП страны (стран).

Природные условия (климат, рельеф, воды, природные зоны и пр.) и их осо­бенности.

Природные ресурсы (оценка богатства страны (стран) отдельными видами ре­сурсов).

Население (естественный прирост, миграции, урбанизация, религия, народы, обычаи, традиции).

Специализация страны (отрасли специализации, продукция, центры).

Экспорт и импорт страны с Россией.

Сюрприз (стихотворение пота страны прочесть, песню страны, рассказать о гербе, флаге, о достопримечательности и т. д.).

Если задание учащиеся получили на двоих, то за одним столом сидят учащиеся – знатоки 3-х стран или трех групп стран. Например: 1. Белоруссия; 2. Украина и Молдова; 3. Закавказье. После рассказа в группе, учащихся приглашают в группу учеников – специалистов по другим странам – и слушают их. Ученику выгодно рас­сказать о стране (о странах), так как это повысит его балл за урок.

Учащиеся пишут на листе (1/2 альбомного или ксероксного) название страны (группы стран), особенности которой они хотели бы узнать, и показывают другим группам. Таким образом, они делают заявку на знатока страны.

Каждый ученик рассказывает о стране в своей первой группе, затем по пригла­шению во второй группе. Все учащиеся записывают краткую информацию о стра­нах, по которым работали в группе.

Запись может быть в виде краткого описания, перечня терминов, относящихся к стране (15-20 слов), вопросов (3-4 вопроса) о стране.

Рассказ о стране длится (3 мин + 3 мин) 6 минут. Учащиеся оценивают содержа­ние описания страны, картосхему, дополнительный материал. Оценки учащихся записывают на листках (оценочных) в группе.

В конце урока учитель проводит тестовый диктант.


Учащиеся за урок получают несколько оценок:

за подготовку и выступление с сообщением в группе;

за дополнительное сообщение в другой группе;

за диктант.

Средняя оценка выставляется в журнал.

На этом уроке учащиеся чертят схему внешней торговли России со странами СНГ. По мере выступления в группе учащихся в тетради или на контурной карте каждый ученик стрелочками чертит (и подписывает) и указывает состав экспорта в Россию продукции отраслей специализации и импорта из России.

Схема (на контурной карте):

Вывод: Наиболее активные экономические связи Россия имеет с Беларусью, Ка­захстаном и Украиной.

Тест

Какие из этих государств не входят в Содружество Независимых Государств?

а) Беларусь; б) Украина и Молдавия;

в) Страны Балтии; г) Страны Закавказья.

Какая страна в 1999 году вступила в межгосударственный союз с Россией?

а) Белоруссия; б) Украина;

в) Казахстан; г) Молдавия.

Определите страну по характерным признакам:

а) Республика богата калийными и поваренными солями.

б) Главная отрасль промышленности – машиностроение.

в) Основные религии – православие, католицизм. (Беларусь.)

Одна из этой группы стран имеет залежи горючих сланцев. На первом месте в структуре экономики – сфера услуг. Море сильно повлияло на размещение на­селения. (Страны Балтии.)

Эта республика имеет широкий морской фасад. Природные условия благопри­ятны для ведения сельского хозяйства: плодородные почвы, достаточное ко­личество тепла. Ресурсные базы России и этой республики дополняют друг друга. (Украина.)

Это небольшая по площади сухопутная республика с высокой плотностью на­селения. Республика – сад. Главное звено экономики – АПК. (Молдавия.)


Республика специализируется на черной металлургии, машиностроении и АПК. Машиностроение специализируется на производстве судов, тепловозов, автомо­билей, металлургического оборудования. (Украина.)

Важная природная особенность региона – горный рельеф. Территория защи­щена горами от вторжений арктического воздуха, что позволяет выращивать субтропические культуры. (Закавказье.)

Это республика Закавказья, имеет месторождения нефти, религия ислам. Ос­нова хозяйства топливно-энергетический комплекс. (Азербайджан.)

В 1988 году в республике произошло сильное землетрясение, во время кото­рого погибло более 25 тысяч человек. Республика не имеет выхода к морю. Старейшая отрасль промышленности – цветная металлургия. (Армения.)

Это крупное государство Центральной Азии изменило местоположение сто­лицы. Главная проблема – недостаток влаги. Страна обладает богатейшими природными ресурсами (особенно минеральными и агроклиматическими). (Казахстан.)

Страны этого региона объединяет религия ислам. Значительная часть населе­ния живет в оазисах. Страны региона аграрно-индустриальные. (Азиатский Юго-Восток.)

Домашнее задание

Повторить термины по курсу: список учащиеся записывают в тетрадь (учить по словарю терминов);

Повторить принципы размещения предприятий и крупные объекты.

Дополнительный материал

Узбекистан

Память о национальных традициях хранят аксакалы, сохранившие в памяти обычаи своих отцов и дедов.

Народы Востока отмечали наступление нового года весной, когда вся природа оживает, все начинает цвести.

С праздником весны Наврузом связаны многие сельскохозяйственные, природо­охранные работы: посев саженцев деревьев, очистка водных сооружений, удобрение полей и др.

Интересен праздник «Лой тутиш» («Грязеподношение»). Все жители кишлаков чистят арыки, дороги, улицы после зимы. Прохожему «преподносят» грязь, мусор. В ответ он должен «откупиться», помочь в работе, приготовить еду работающим, спеть песню. Во время этого праздника царит очень веселая, дружелюбная атмосфе­ра: все улыбаются, с радостью помогают друг другу.

С начала полевых работ отмечают праздник «Шахмай». Сельчане готовят националь­ные блюда и идут в поле, где в торжественной обстановке к ним обращается старейшина, который желает людям хорошего труда, богатого урожая и разрешает начать работу.

Весной, когда начинают зацветать тюльпаны, начинается «Лола сайли». Люди семьями выходят на природу, и уважаемые старейшины наставляют молодежь, рас­сказывают им о необходимости бережного отношения к природе, о национальных праздниках, обычаях, традициях, связанных с различными природными явлениями.

В последние дни августа поводят очень красивый праздник цветов «Гул байра- ши». Особенно его любят в Ферганской долине. Жители собирают цветы и устраи­вают выставки из красочно оформленных композиций. На празднике звучит музыка, исполняются танцы с цветами.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь