Цель: формировать умение находить безударные гласные в корне и проверять их.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие три слова с безударными гласными в корне вы подобрали?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: а, л, и, ц, у.
– На какие две группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.)
– Запишите группу гласных, соединив буквы в цепочку.
аиу…
– Какая буква здесь лишняя? (1) Лишняя буква – и. Она обозначает мягкость согласных звуков. Буквы а, у обозначают твердость согласных звуков. 2) Лишняя буква – у. Она не относится к безударным гласным. Буквы а, и относятся к безударным гласным.)
– Напишите рядом группу согласных букв и продолжите строчку до конца, чередуя группу гласных и группу согласных букв.
аиу лц аиу лц …
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Рассыпалось слово улица.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
элица
– Что такое улица? (1) Два ряда домов и пространство между ними для прохода или проезда. 2) Место вне помещения под открытым небом.)
– Напишите однокоренные слова.
Улица, элочка, эличный, переулок, проулок.
– Какая может быть улица? Составьте 5–6 словосочетаний и запишите их. (Широкая улица, узкая улица, прямая улица, оживленная улица, чистая улица...)
– Когда так говорят: «Будет и на нашей улице праздник»? (И для нас наступит радость.) «Зелёная улица»? (Открытый, свободный путь для чего-либо.)
– Запишите предложение под диктовку:
Бегут зелёные ручьи по улицам деревни.
– Подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением. Устно подберите проверочные слова.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Напишите словосочетания.
Словосочетания дети записывают на доске и в тетрадях.
ручьи (какие?) зеленые;
бегут (где?) по улицам;
по улицам (чего?) деревни.
– Встаньте, пожалуйста. Проведем физкультминутку. Я буду называть группу слов. Если эта группа слов является словосочетанием, вы присядете. Если эта группа слов не является словосочетанием, вы делаете наклон назад. Постарайтесь сосчитать, сколько словосочетаний я назвала.
Учитель называет группы слов: морозное утро, вечер наступил, пришел к другу, стоял на опушке, веселый праздник, школьная столовая, выпал снег, улетели птицы, ночное небо, вытянул рыбку, улыбнулся соседу, ударил мороз.
V. Письмо по памяти.
На доске записаны словосочетания:
лист кл..новый напиток м..довый
гора л..дяная лицо р..бое
мёд пч..линый хлеб з..рнистый
– Прочитайте словосочетания, постарайтесь их запомнить.
Через одну-две минуты вторые слова в словосочетаниях стираются.
– Ориентируясь на первое слово, запишите вторую часть словосочетания. Устно подберите проверочные слова.
– Какое слово из записанных по памяти лишнее? (Лишнее слово – рябое. В этом слове безударная гласная я, проверочное слово – рябенький. Во всех остальных словах, записанных по памяти, безударная гласная е: кленовый – клён, ледяная – лёд, ...)
VI. Запись под диктовку. (Упр. 246.)
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 248.