Ц е л и : ознакомить с окончаниями существительных во множественном числе с мягкой основой; развивать умения распознавать тип склонения существительных множественного числа.
Х о д у р о к а
I. Комментированное письмо.
Вершины гор четко вырисовывались на потемневшем небе. Полная луна освещала острые вершины, и они мерцали голубоватым светом.
– Определите падеж и тип склонения существительных множественного числа.
– Разберите по составу второе предложение. Объясните расстановку знаков препинания.
I i . Актуализация опорных знаний.
1. Упражнение 149 выполняют по заданию учебника.
– Как определяли тип склонения существительных множественного числа?
III. Сообщение темы урока.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 150.
– С какими существительными будем работать на уроке?
2. Р а б о т а с т а б л и ц е й выполняется из упражнений 152 и 154.
В ы в о д.
IV. Закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 155.
Коллективно составляют и записывают предложения со словами деревня, космонавт. Выделяют окончания, проверяют написание по таблицам.
Самостоятельно работают с существительным лошадь.
2. Упражнение 156 выполняют по заданию учебника.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
В ы п о л н е н и е упражнения 157.
– Прочитайте текст. Объясните расстановку пропущенных знаков препинания. Найдите в тексте одушевленные существительные множественного числа; единственного числа.
– Запишите текст, расставляя знаки препинания, выполните последнее задание к упражнению.
V. Итог урока.
– С какими существительными работали на уроке?
– Что можете сказать об окончаниях существительных множественного числа в И., Д., Т., П. падежах?
Домашнее задание: упражнение 159.