Повторение проводится поэтапно. Листы с упражнениями у каждого ученика. Перед выполнением задания учащиеся обсуждают его, а затем самостоятельно выполняют. Такая работа проводится с каждым упражнением.
1. Что называется существительным? Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению? Приведите примеры. Обозначьте склонения существительных.
Осень, рассвет, озеро, туман, дымка, тишина, утро, тень, ночь, глубина, место, день.
2. Как определить, какую гласную (Е или И) следует писать в окончании имени существительного? В каком склонении и в каких падежах у существительных ед. ч. пишутся в окончании буквы И и Е? Вставьте пропущенные буквы.
Зима. Снег л..жит на каждой тропинк.. и каждой алле.. . На з..леной елк.. и пихт.. хвоя покрылась ине..м. Спит в б..рлог.. в своей постел.. косолапый медведь. Белка скач..т с ветк.. на ветку.
3. Что значит разобрать существительное морфологически? Сделайте морфологический разбор указанных существительных.
Чуть слышится ручей 3 , бегущий в сень дубравы, чуть дышит ветерок 3 , уснувший на листах, и тихая луна 3 , как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках 3 .
4. Расскажите о правописании НЕ с существительными. Запишите под диктовку.
Каждая неудача прибавляет ума. Не силой борются, а умением. Неправдой не проживешь. Не бросай друга в несчастье.
5. Как различить на письме суффиксы -ек- и -ик-?
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Раза два принимался дожд..к но в лесу его просто не замеча..шь. Вот у старой елк.. высунулся белый грибоч..к на шляпк.. зернами красовались капли росы.
6. Расскажите о правописании гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Запишите по 5 примеров на каждый случай, выделяя суффиксы.