Урок 7. Классификация животных

0
887
литература

Цели урока: продолжить формирование представления о виде как система­тической категории, показать принципы классификации животных, на осно­ве чего сформировать умения определять место животного в системе органического мира.

Оборудование: таблица «Систематические категории в зоологии», набор магнитных карточек «Классификация растений и животных» (или самодель­ные карточки с названием систематических категорий) в качестве динамичес­кой модели, животные уголка живой природы (хомячки сирийские и джунгарские, мыши, свинки).

С понятиями, терминами темы «классификация», «систематика», «вид», «систематические категории» учащиеся знакомились в курсе бота­ники в 7 классе. Поэтому работу по теме лучше начать с актуализации опорных знаний с логическим переходом на вопросы новой темы.

Ход урока

Организационный момент

Проверка усвоения материала прошлого урока

Вариант I: выполнить все задания (кроме задания 7) тематической карты урока-конференции (см. урок 6).

Вариант II: разгадать кроссворд «Охрана животных» (см. Приложение).

Тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками происходит по­лушепотом, вто время, как класс занят другим делом). Беседа осуществляется по вопросу 7 тематической карты. Лучший ответ можно прослушать всем классом.

Актуализация опорных знаний

О Узнать по описанию, что за слово написано на доске (слово закрыто листом). Можно использовать как соревновательный момент — кто первый?

это наука;

это очень древняя наука, наука кипящая, рождающая споры и много­численные гипотезы;

наука, которая всю свою историю находится в непрерывном станов­лении;

это своеобразная наука, принципы которой до сих пор подвергаются сомнениям;

объект ее исследования знаком ученым далеко не полностью;

с ней связаны этикетки с труднопроизносимыми латинскими назва­ниями;

результат ее поиска — это сложнейшие таблицы классификации и многотомные определители;

предмет исследования — разнообразие живых организмов;

она ищет систему, в которую бы уложилось все живое в окружающем мире.

Да, эта наука — систематика. (Характеристика науки зачитывается пол­ностью, даже если учащиеся узнали слово заранее, не доходя до последнего пункта описания). Учащиеся с помощью учителя вспоминают определение систематики.

Систематика — это наука о многообразии живых организмов, занимаю­щаяся распределением их в разные группы по степени их родства (родства в строении и происхождении). А распределение живых организмов по груп­пам есть классификация. Таким образом, систематика — наука, которая классифицирует живое.

В ходе беседы с учащимися следует вспомнить следующие моменты:

Карл Линней — основоположник систематики.

Описал большое количество растений и животных и дал им научное название.

Линней предложил для каждого из живых организмов «фамилию» и «имя», отныне они стали называться двумя латинскими словами: одно обозначает род, другое — вид. Такая система двойных названий живых организмов носит название бинарная номенклатура.(Здесь учащиеся приводят примеры из ботаники: ландыш майский, василек синий, го­рох посевной).

Впервые построил из хаоса стройное здание, в котором все известные в XVIII веке растения и животные заняли свои места. То есть Карл Лин­ней предложил научную классификацию живых организмов. Правда, классификация эта была искусственной, так как ученый ничего не знал о сложной системе родства и даже не подозревал, какую сложную и за­путанную историю имеет животный и растительный мир планеты.

Предложил свое определение вида. Карл Линней считал, что вид — это совокупность особей, похожих между собой, беспрепятственно скре­щивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и не имею­щих переходов к другим (сходным) видам, занимающих определенную территорию — ареал (приводим пример с комнатными растениями).

К. Линней предложил объединять сходные виды в более крупные груп­пы — роды, роды — в отряды, отряды — в классы.

Определите количество особей, видов и родов животных, указанных в списке (задание на доске или в тематической карте).

Лисица обыкновенная. 6. Медведь белый

Медведь бурый 7. Тюлень обыкновенный

Ласточка береговая 8. Сельдь атлантическая

Тюлень гренландский 9. Ласточка деревенская

Лисица обыкновенная 10. Медведь бурый

Ответ: особей — 10; видов — 8; родов — 5

Изучение нового материала

Возникает вопрос: как обстоит дело с наиболее старым разделом зооло­гии — с систематикой животных? Продолжаются ли и в наше время научные исследования в этой области, или она уже выполнила свою задачу, зарегист­рировав, описав и распределив по степени родства все существующее многообразие животного мира?

Приходится признать, что и через два века после того как Линней заложил ее основы, систематика еще далека от того, чтобы считать свою работу завер­шенной и спокойно отойти в сторону. Исследования в области систематики продолжаются и теперь, и идут в различных направлениях. Пользуясь всем многообразием современных методов исследования, систематика стремится наиболее полно отразить основные пути, по которым шло историческое разви­тие мира животных (совершенствует общую систему животного мира в его крупных подразделениях). Рис. 341, стр. 234 — схема развития животного мира.

В области систематики отдельных групп и по настоящее время продолжает­ся работа по выявлению, описанию и изучению новых для науки видов живот­ных, которые оставались неизвестными прежним исследователям. Естественно, что большую часть таких новинок дает изучение морских глубин и дебрей, тропических лесов. Число новых для науки видов ежегодно растет и в фауне давно исследованных стран, в том числе и на территории России. Много новых видов обнаруживается среди мелких и невзрачных существ и различных групп беспозвоночных, которые либо не попадались на глаза прежде, либо сме­шивались под одним названием со своими родичами.

Какие систематические категории используются в зоологии?

Вспомним систему растительного царства (работа с магнитными карточ­ками или просто на доске). Рассмотрим пример:

Царство Растения

Отдел Цветковые

Класс Двудольные

Семейство Сложноцветные Рол Василек

Вид Василек синий

Успехи в зоологии привели к тому, что систематических групп стало недос­тавать для классификации животных, (видов животных известно более чем в 3 раза больше, чем видов растений).

О Написать систематические категории, используемые в зоологии по рис. 31 стр. 23 и выделить систематические категории, которые ученые стали вводить в классификацию животных.

Работа по таблице «Систематические категории в зоологии».

На примере крысы серой и крысы черной рассмотрите видовые признаки животных, определите их место в системе органического мира.

Если таблицы в школе нет, то точно такую же работу можно провести по схеме, подготовленной к уроку самостоятельно или рассмотреть пример с зай- цем-русаком, зайцем-беляком, зайцем-толаем, приведенный на рис. 30, стр. 23.

Вариант I

Видовые признаки крысы серой, или пасюка.

Хвост короче туловища, ухо, если его пригнуть вперед, не достигает глаза, буровато-серая окраска верхней стороны довольно резко отделяется от бело­ватого брюха, размножается круглый год, питается в основном животным кормом (хищнические наклонности связаны с особенностями строения ки­шечника), широкое распространение на территории нашей страны, обитает на полях, в хозяйственных постройках.

Видовые признаки крысы черной.

Хвост всегда длиннее туловища, ухо, пригнутое к морде, достигает глаза, окраска спины темноватая, постепенно светлеющая к брюшной стороне, раз­множается 2—3 раза в год, обитает в селах, лесу, питается растительными кормами.

& Рассмотренные крысы относятся к разным видам, которые характери­зуются определенными признаками.

& Вид — это группа сходных по строению, образу жизни и распростране­нию особей, способных скрещиваться между собой и давать плодови­тое потомство.

Черты сходства серой и черной крыс: образ жизни, ночная активность, об­щее сходство внешнего облика и размеров.

На основании общих признаков эти виды объединяются в более крупную группу — род Крысы.

Помимо рассмотренных видов крыс, в природе встречаются животные многих других видов, например, домовая мышь. Она менее похожа на крыс, поэтому ее относят к другому роду — роду Мыши. Белку обыкновенную от­носят к роду Белки и семейству Беличьи. А род Крысы и род Мыши на осно­вании общих признаков (роговые чешуйки на хвосте, ночная активность, раннее половое созревание, очень большая плодовитость и т.д.) объединяют в семейство Мышиные. Семейства мышиных и беличьих входят в отряд гры­зунов по сходным признакам. (К мышиным относятся и мыши белые (до­машние). Их можно показать для знакомства с признаками семейства мышйных). Свинка морская, хомячок, как крысы и мыши, также принадле­жат к отряду грызунов. На их примерах можно увидеть яркие черты грызу­нов. Сходные отряды на основании общих черт их представителей объединяются в классы.

Так, отряды грызунов и отряд хищных относят к классу млекопитающих, поскольку представители этих отрядов, несмотря на многочисленные разли­чия, имеют важные общие признаки: волосяной покров, живорождение, вскармливание детенышей молоком. Сходные классы, в свою очередь, объе­диняют в наиболее общие группы — типы. Например, млекопитающие, пти­цы, рыбы на основе сходства строения принадлежат к типу хордовых.

О Определите место крысы серой и крысы черной в системе органическо­го мира.

Таким образом, мы еще раз убедились в том, что и растения и животные имеют свое определенное место во всей системе органического (живого) мира. Система эта помогает нам ориентироваться во всем многообразии жи­вых организмов. Точно знать, с кем или с чем имеют дело, кроме школьников, важно знать и хозяйственникам, и врачам, и работникам санитарной службы, да и вообще всем, кто так или иначе.сталкивается с «братьями нашими мень­шими». Ошибки, когда совершенно безвредная тварь принимается за похоже­го на нее врага человеческого рода, иногда непоправимы. Систематика и призвана помочь им их избежать.