Вид деятельности: рисование с натуры.
Цели: помочь освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел; изучить конструктивные особенности строения формы призмы; дать представление о простейших изображениях линейной перспективы: линия и уровень горизонта, точка зрения, точка схода; развивать умение анализировать и сравнивать формы предметов окружающей действительности.
Оборудование: для учителя – натуральная постановка, методическая таблица (последовательность выполнения призмы); для учащихся – художественные принадлежности для работы простым карандашом.
Зрительный ряд: репродукции картин Ф. Васильева «Деревенская улица»; И. Левитана «Осенний день. Сокольники»; Ю. Подлянского «Разбуженная тайга»; П. Федотова «Сватовство майора»; Б. Кустодиева «Морозный день».
Ход урока
I. Организация класса.
II. Работа по теме урока.
1. Беседа по репродукциям картин.
– Почему деревенская улица на картинах Ф. Васильева, Б. Кустодиева изображена с уменьшением домов: чем дальше расположение дома от зрителя, тем он меньше?
– Почему уходящая тропинка на картине И. Левитана «Осенний день. Сокольники» и железная дорога на картине Ю. Подлянского «Разбуженная тайга» становятся уже?
– Почему Подлянский изобразил тепловоз меньше, чем последний вагон состава?
2. Понятие о линейной перспективе.
Обобщая ответы учащихся, формулируется закономерность линейной перспективы.
Перспектива (французское слово – ясно вижу) – изображение предметов на плоскости в соответствии со зрительным восприятием их человеком, то есть изображение предмета таким, как воспринимает его глаз человека.
Перспектива бывает линейная и воздушная.
Линейная перспектива:
1. Фронтальная – расположение предмета одной видимой стороной по отношению к зрителю.
2. Угловая – расположение предмета под углом к зрителю, то есть зритель видит две или три грани предмета.
Воздушная перспектива – ослабление резкости и четкости очертаний и цвета предметов по мере их удаления: чем ближе предмет, тем он изображен четче и ярче.
Предметы, равные по величине, по мере их удаления кажутся меньше. Это мы видим на картинах, а железная дорога вообще превратилась в одну линию, хотя вы все знаете, что она имеет два рельса, по которым и бегут поезда.
При построении перспективы используются линия горизонта, точка зрения и точки схода.
Линия горизонта – линия, находящаяся на уровне глаз рисующего.
Точка зрения – точка, с которой рисующий смотрит на предмет, она может быть низкой, высокой или на уровне линии горизонта.
Точки схода – все наклонные линии, обозначающие границы сторон предмета, должны при продолжении пересекаться в одной точке, которая находится на линии горизонта.
При построении боковой перспективы точек схода две.
При выполнении перспективы выполняются три основных правила:
– для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним;
– ближний предмет следует изображать крупнее удаленного;
– основание ближнего предмета следует изображать ниже основания удаленного.
Эти правила построения перспективы четко просматриваются на репродукциях картин Ф. Васильева «Деревенская улица» и Б. Кустодиева «Морозный день».
III. Самостоятельная работа.
Обратите внимание на картонную коробку.
– Что она вам напоминает? Что мы видим в действительности похожим на коробку? (Форма здания похожа на коробку.)
Анализ формы коробки: длина, ширина и высота, их соотношения.
– Поставим коробку в угловое положение, чтобы можно было увидеть три грани – верхнюю, левую и правую.
Начиная изображение коробки, отметим основную пропорцию, то есть отношение параметров коробки. Определим, на сколько одна грань меньше другой и отметим штрихами. Определим направление нижних горизонтальных ребер, уходящих в глубину. Нарисуем верхние горизонтальные ребра, наметим их наклон, который меньше наклона нижних ребер. На последнем этапе изображаем верхнее основание коробки. После построения общих очертаний коробки, приступаем к штриховке.
Осветим натуру верхним левым светом. Наиболее освещена грань верхней поверхности, менее освещена левая грань и самая темная – правая грань. Определяем самое темное пятно и начинаем штриховку с самой темной грани. От самого темного пятна постепенно переходим к светлому. Штриховка может выполняться как вертикальная и горизонтальная так и по диагоналям.
После построения коробки сравниваем изображение с натурой. Проверим отношение светлых граней, фона и предметной плоскости. (См. Приложение.)
IV. Итог урока.
Демонстрация и анализ лучших рисунков, сравнение их с натурой.