Урок 7. ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ РЕЛЬЕФА РОССИИ

0
33

Задачи: систематизировать знания учащихся о формах рель­ефа, их различии по характеру поверхности и высоте; сформиро­вать знания о главных чертах рельефа страны; ознакомить с совре­менными методами изучения рельефа; показать влияние рельефа на все компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека; совершенствовать умение учащихся характеризовать рельеф, пользуясь планом, картой, картинами; продолжать форми­рование умения сопоставлять тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением, объяснять выявленные закономерности.

Ход урока

Проверка знаний и умений по теме «Особенности геоло­гического строения и тектонических структур».

Возможные варианты проверки:

Фронтальная беседа с элементами устной практической ра­боты строится на вопросах и заданиях прошлого урока, также мож­но предложить следующие вопросы:

Сопоставьте физическую и тектоническую карты и перечис­лите, какие горы имеют древнейший, древний, средний и молодой геологический возраст.

Определите и сравните возраст горных систем Урала и Си- хотэ-Алиня.

Какими главными признаками характеризуются платформы? Объясните, почему платформы обычно устойчивы к внутренним процессам Земли. Почему они имеют двухэтажное строение?

Назовите молодые платформы (плиты). Чем они отличаются от древних платформ?

Чем отличаются движения земной коры на платформах от движений в складчатых областях?

Почему вулканы больше всего встречаются на Камчатке и Курильских островах?

Назовите районы, где строительство следует вести с учетом сейсмичности территории.

Письменная проверочная работа.

Вариант 1

Что такое относительный возраст горных пород? Как он оп­ределяется?

Что такое геологическая эра? Охарактеризуйте события эры средней жизни. Как она называется?

Что такое складчатый пояс? В какое время происходило складкообразование? Какие территории нашей страны возникли в кайнозойскую складчатость?

Вариант 2

Что такое абсолютный возраст горных пород? Как он опре­деляется?

Что такое геологическая эра? Охарактеризуйте события эры новой жизни. Как она называется?

Что такое платформа? Какие платформы встречаются на территории нашей страны? Каков их возраст? Что такое плиты?

Индивидуальная письменная проверочная работа. На карточ­ках учащимся можно предложить такие задания:

КАРТОЧКА 1

Определите, какая часть территории является наиболее древней:

а) Курильские острова;

б) Чукотский полуостро;

в) Карелия и Кольский полуостро;

г) полуостров Камчатка;

д) остров Новая Земля.

Ответ: в.

В какой период и в какую эру образовались основные место­рождения каменного угля?

Ответ: В карбоне мезозойской эры.

КАРТОЧКА 2

Определите самые молодые горы:

а) Уральские;

б) Алтай;

в) Хибины;

г) Кавказ.

О т в е т: г.

В каком периоде и в какую эру происходило неоднократное оледенение?

Ответ: В четвертичном периоде кайнозойской эры.

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

Целью вводной беседы является систематизация знаний уча­щихся о формах рельефа, их различии по характеру поверхности и высоте. Опираясь на схему «Формы рельефа», учащиеся вспоми­нают понятие «рельеф» и какие формы рельефа существуют. При­меры различных форм рельефа они приводят, используя физиче­скую карту России.

Что такое рел ьеф?

Рельеф (от лат. Relevo – поднимаю) – это все неровности зем­ной поверхности.

Какие формы рельефа вам известны?

Рельеф:

Вы ступы материков:

Равнины – самый распространенный тип рельефа на земной поверхности с малыми колебаниями относительных высот. По аб­солютной высоте поверхности равнины делятся на:

а) низменности (0-200 м), например, Прикаспийская;

б) возвышенность (200-500 м), например, Приволжская;

в) плоскогорье (выше 500 м), среднесибирское.

Горы – обширные, высоко приподнятые над окружающей местностью, сильно и глубоко расчлененные участки земной коры. По абсолютной высоте принято деление гор на три группы:

а) низкие (до 1000 м), например, Средний Урал;

б) средние (1000-2000 м), например, Сихотэ-Алинь;

в) высокие (более 2000 м), например, Кавказ.

Впадины океанов.

Вспомните из курса географии материков и океанов, в чем причина разнообразия рельефа.

С помощью каких карт можно составить характеристику рельефа, объяснить его происхождение?

Получение новых знаний.

Этот блок урока включает систему познавательных заданий.

Задание: ответьте на вопросы и сделайте выводы:

Посмотрите внимательно на физическую карту России. Можно ли по ней определить особенности рельефа? Какие из них проявляются наиболее зримо, наглядно?

Учащиеся, отвечая на вопрос, делают вывод о разнообразии рельефа. Обширные равнины и плоскогорья сочетаются с горными системами.

Какие же формы рельефа занимают наиболее обширные про­странства? Какой облик они придают территории?

Наибольшую территорию занимают Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Более половины площади России приходится именно на равнины. Они придают черты величия, простора и неоглядной широты.

Какие менее крупные равнины и плоскогорья находятся на территории страны?

Учащиеся определяют по карте Прикаспийскую, Окско- Донскую, Колымскую низменности, плато Путорана и др. Если при ответе на этот вопрос возникают трудности, то можно заранее раз­дать учащимся номенклатуру этого урока.

Как же сочетаются равнины и плоскогорья с другими фор­мами рельефа, например, горами? Они чередуются? Или разброса­ны хаотично? Проявляется ли четко на карте какая-либо особен­ность в их сочетании?

Русская и Западно-Сибирская равнины разделяются невысоки­ми Уральскими горами. На юге европейской части России распо­ложены молодые и высокие Кавказские горы. К востоку от Средне- сибирского плоскогорья находятся горные системы Северо- Восточной Сибири: Верхоянский хребет, хребет Черского и др. На юге азиатской части России располагаются Алтай, Саяны, хребты

Прибайкалья и Забайкалья, Становое и Алданское нагорья. Вдоль побережья Тихого океана протянулись Сихоте-Алинь и Джугджур, на севере их сменяют Колымское, Корякское и Чукотское нагорья. Таким образом, можно сказать, что горные сооружения обрамляют обширные равнины, причем основная часть гор сосредоточена на юге Сибири, северо-востоке и востоке России.

Как распределяются высоты на территории страны?

Учащиеся определяют самую высокую и самую низкую точки России (максимальная – Северный Кавказ с вершиной Эльбрус; минимальная – на Прикаспийской низменности, в дельте Волги), а также отмечают общий уклон территории к северу, к берегам Се­верного Ледовитого океана.

Объяснить закономерности размещения основных форм рельефа помогут знания об их происхождении и развитии. Уча­щиеся выполняют практическую работу № 3 «Установление зави­симости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий, объяснение выявленных закономерностей». Эта работа способствует развитию умений комплексного использования тек­тонической и физической карт. Задания приведены в рабочей тет­ради на с. 9 – 10.

Далее рассматривается вопрос о влиянии рельефа на компо­ненты природы, например, о роли обширных равнинных про­странств, открытых к северу, в формировании климата или о зна­чении гор в формировании климата. В совместной беседе учащиеся высказывают суждения о роли рельефа в размещении природных зон, о взаимосвязи рельефа и рек и т. д. Можно также предложить задания-парадоксы, например, какими были бы климат и природ­ные зоны на территории России, если бы горное обрамление было на севере?

После этого логично рассмотреть влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Равнины издавна освоены человеком. Здесь расположены крупнейшие города, сосредоточены промышленные предприятия, пути сообщения и т. д. В горах строительство затруднено. Даже небольшое повышение рельефа создает сложности в движении транспорта, требует большего рас­хода топлива и энергии.

Целесообразно будет рассмотреть таблицу «Взаимосвязь высо­ты мест и видов деятельности» (Лобжанидзе А. А. География Рос­сии: эколого-экономические аспекты. С. 11).

Вид деятельности

Степень благоприятности

Благоприятно

Ограничено

Неблагоприятно

Промышленность и строительство

до 1500 м

1500-2000 м

более 2000 м

Сельское

хозяйство

до 2500 м

2500-3000 м

более 3000 м

Массовый отдых населения

до 2000 м

2000-2500 м

более 2500 м

Закрепление материала.

С целью систематизации знаний и умений учащихся по харак­теристике рельефа на более высоком для них уровне учитель пред­лагает проанализировать рельеф равнин и гор, используя следую­щие таблицы:

Анализ рельефа равнин

Название

равнины

Высота

(миним.,

максим.,

преоб-

лад.)

Название

форм

рельефа,

состав­

ляющих

равнину

Тектони­ческая структу­ра и её возраст

Возраст отложе­ний, сла­гающих чехол

Полез­

ные

ископае­

мые

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 5, закончить практическую работу, вы­полнить задание 2 на с. 38 – 39 в рабочей тетради, выучить но­менклатуру географических объектов.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь