Урок 69. СЛОВА С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

0
503
биология

Цель: развивать умения находить безударные гласные, требующие проверки, и правильно их проверять.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие буквы нужно проверять? Почему?

– Назовите проверочные слова.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: зима, лесной, бежит, дорога.

– Цепочка букв, которые мы будем писать на минутке чистописания, состоит: 1) из буквы, которая обозначает мягкий согласный звук в имени существительном; 2) суффикса прилагательного, 3) окончания глагола.

– Какие буквы войдут в цепочку? Обоснуйте свой ответ. (В цепочку войдет буква з, она обозначает мягкий согласный звук в слове зима, буква н, она является суффиксом прилагательного лесной, и соединение букв -ит, которое является окончанием глагола бежит.)

знит тзни итзн …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой последующей цепочке последняя буква становится на место первой.)

– Какое слово лишнее среди данных слов? (Лишнее слово – дорога, безударную гласную о в этом слове нужно запомнить, во всех остальных словах безударную гласную в корне можно проверить: зимб – зъмний, леснуй – лес, бежът – бег.)

IV. Письмо по памяти с предварительной орфографической подготовкой.

На доске записаны стихи:

Зима сп..шит, хл..почет:

Укутала в сн..га

Все кочки и п..нёчки,

Скамейки и ст..га.

О. Высотская

Учащиеся показывают буквы, которые нужно вставить в слова, и обосновывают свой ответ. Затем текст закрывается, и дети пишут его по памяти.

– А теперь проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в слове безударная гласная буква и в корне, вы подпрыгиваете на месте. Если в корне слова безударная гласная е, вы делаете наклон в правую сторону.

Учитель называет слова: цветы, ветвистый, скрипит, деловой, пищит, звериный, зернистый, лиса, беда, следы, зима, лицо, стрела, хлеба, число, гнездо.

V. Выборочное списывание.

1. Работа над текстом упражнения 242.

2. На доске записаны предложения:

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Качает ветвями косматая седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

– Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне, проверяемую ударением. Безударные гласные, требующие проверки, подчеркните.

VI. Подбор однокоренных слов. (Упр. 243.)

VII. Игра «Узнай слово». (Упр. 244.)

VIII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Почему безударные гласные в корне нужно проверять?

Домашнее задание. Упражнение 245.