Цель: развивать умения находить безударные гласные, требующие проверки, и правильно их проверять.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие буквы нужно проверять? Почему?
– Назовите проверочные слова.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: зима, лесной, бежит, дорога.
– Цепочка букв, которые мы будем писать на минутке чистописания, состоит: 1) из буквы, которая обозначает мягкий согласный звук в имени существительном; 2) суффикса прилагательного, 3) окончания глагола.
– Какие буквы войдут в цепочку? Обоснуйте свой ответ. (В цепочку войдет буква з, она обозначает мягкий согласный звук в слове зима, буква н, она является суффиксом прилагательного лесной, и соединение букв -ит, которое является окончанием глагола бежит.)
знит тзни итзн …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой последующей цепочке последняя буква становится на место первой.)
– Какое слово лишнее среди данных слов? (Лишнее слово – дорога, безударную гласную о в этом слове нужно запомнить, во всех остальных словах безударную гласную в корне можно проверить: зимб – зъмний, леснуй – лес, бежът – бег.)
IV. Письмо по памяти с предварительной орфографической подготовкой.
На доске записаны стихи:
Зима сп..шит, хл..почет:
Укутала в сн..га
Все кочки и п..нёчки,
Скамейки и ст..га.
О. Высотская
Учащиеся показывают буквы, которые нужно вставить в слова, и обосновывают свой ответ. Затем текст закрывается, и дети пишут его по памяти.
– А теперь проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в слове безударная гласная буква и в корне, вы подпрыгиваете на месте. Если в корне слова безударная гласная е, вы делаете наклон в правую сторону.
Учитель называет слова: цветы, ветвистый, скрипит, деловой, пищит, звериный, зернистый, лиса, беда, следы, зима, лицо, стрела, хлеба, число, гнездо.
V. Выборочное списывание.
1. Работа над текстом упражнения 242.
2. На доске записаны предложения:
Желтели, золотились листочки в саду.
Журавли летели через поля, леса, города.
Качает ветвями косматая седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
– Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне, проверяемую ударением. Безударные гласные, требующие проверки, подчеркните.
VI. Подбор однокоренных слов. (Упр. 243.)
VII. Игра «Узнай слово». (Упр. 244.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Почему безударные гласные в корне нужно проверять?
Домашнее задание. Упражнение 245.