Цели: уточнить и обобщить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способов проверки; развивать умение проверять слова с безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие безударные гласные в словах вы подчеркнули?
– Как найти проверочное слово?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
сл..за, м..ряк, скр..пит, п..тно, гл..за.
– Прочитайте слова. Составьте цепочку из букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? Обоснуйте свой ответ. (В слове слеза орфограмма – буква е, проверочное слово – слезы, в слове моряк орфограмма – буква о, проверочное слово муре и т. д.)
еоияа …
– Напишите строчку до конца, буквы в последующих цепочках можно менять местами.
IV. Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
На доске записаны слова: снегирь, сорока, синица, ворона, воробей.
– Чем похожи эти слова? (Это одушевленные имена существительные единственного числа. Эти слова обозначают названия птиц.)
– Чем отличаются? (В словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением, и есть безударные гласные, не проверяемые ударением.)
– Выпишите эти слова в две группы, используя это отличие. Подчеркните безударные гласные в корне.
сорока синица
ворона снегирь
воробей
– Что интересного заметили в написании слов первой группы? (Во всех словах сочетание -оро-.)
– Как проверить написание безударных гласных в словах второй группы? (Синица – съний, снегирь – снег.)
Коллективное составление 2–3 предложений о птицах и запись их в тетради. Одно из предложений дети разбирают по членам предложения и выписывают словосочетания.
– Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгнете на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением, вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.
Учитель называет слова: свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятёрка, заяц, сапоги, ребята, поляна, звериный, тропинка, горох, земляника.
– Сколько словарных слов я назвала?
V. Упражнение в подборе проверочных слов.
1. Работа над упражнениями 237, 239.
Учитель обращает внимание на особенности проверочных слов: 1) проверочное слово является однокоренным; 2) гласный звук в корне проверочного слова ударный.
2. На доске записаны предложения:
Мы н..чевали у л..сника. Он уг..стил нас гр..бами и пров..дил к с..новалу. Под крышей сарая л..пилось гн..здо. Пять прожорливых пт..нцов пр..сили еды.
– Прочитайте предложения.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.
VI. Итог урока.
– Как проверить безударную гласную в корне? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Упражнение 241.