Урок 68. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О СПОСОБАХ ПРОВЕРКИ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

0
615

Цели: уточнить и обобщить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способов проверки; развивать умение проверять слова с безударными гласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие безударные гласные в словах вы подчеркнули?

– Как найти проверочное слово?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

сл..за, м..ряк, скр..пит, п..тно, гл..за.

– Прочитайте слова. Составьте цепочку из букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? Обоснуйте свой ответ. (В слове слеза орфограмма – буква е, проверочное слово – слезы, в слове моряк орфограмма – буква о, проверочное слово муре и т. д.)

еоияа …

– Напишите строчку до конца, буквы в последующих цепочках можно менять местами.

IV. Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

На доске записаны слова: снегирь, сорока, синица, ворона, воробей.

– Чем похожи эти слова? (Это одушевленные имена существительные единственного числа. Эти слова обозначают названия птиц.)

– Чем отличаются? (В словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением, и есть безударные гласные, не проверяемые ударением.)

– Выпишите эти слова в две группы, используя это отличие. Подчеркните безударные гласные в корне.

сорока синица

ворона снегирь

воробей

– Что интересного заметили в написании слов первой группы? (Во всех словах сочетание -оро-.)

– Как проверить написание безударных гласных в словах второй группы? (Синица – съний, снегирь – снег.)

Коллективное составление 2–3 предложений о птицах и запись их в тетради. Одно из предложений дети разбирают по членам предложения и выписывают словосочетания.

– Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгнете на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением, вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.

Учитель называет слова: свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятёрка, заяц, сапоги, ребята, поляна, звериный, тропинка, горох, земляника.

– Сколько словарных слов я назвала?

V. Упражнение в подборе проверочных слов.

1. Работа над упражнениями 237, 239.

Учитель обращает внимание на особенности проверочных слов: 1) проверочное слово является однокоренным; 2) гласный звук в корне проверочного слова ударный.

2. На доске записаны предложения:

Мы н..чевали у л..сника. Он уг..стил нас гр..бами и пров..дил к с..новалу. Под крышей сарая л..пилось гн..здо. Пять прожорливых пт..нцов пр..сили еды.

– Прочитайте предложения.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.

VI. Итог урока.

– Как проверить безударную гласную в корне? Приведите свои примеры.

Домашнее задание. Упражнение 241.