Урок 67. Наречие как часть речи

0
719

НАРЕЧИЕ Урок 67. Наречие как часть речи

Цели: расширить знания учеников о наречии как части речи; показать грамматические признаки наречия.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, словарная работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов: очень, вчера.

Очень – 2 слога Вчера – 2 слога

о-{о] в-[ф]

ч-[ч] ч-[ч]

е-[и] е-[и]

н-[н’] p – tp ]

ь-Н а-[а]

(5 букв, 4 звука) (5 букв, 5 звуков)

II . Объяснение темы «Наречие как часть речи»

Слово учителя.

Слово «наречие» имеет несколько значений. Заглянем в сло­ вари.

Например, в четырехтомном «Словаре русского языка» под ре­ акцией А.П. Евгеньевой приводятся омонимы:

Наречие: 1) Совокупность местных говоров или диалектов ка- кого-л. языка, обладающих общими для них диалектными особен­ ностями. {Южновеликорусского наречие)

Устаревшее. То же, что язык. {Русский должен знать все славянские наречия. И.С. Тургенев.)

Разговорное, устаревшее. Язык какой-л. группы населения {Всё это, разумеется, было сказано на крестьянском наречии. А.С. Пушкин.)

Наречие: Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета, например: быстро, вслух, мас­ терски, наяву, чрезвычайно.

Нас сейчас интересует наречие как самостоятельная часть речи ,р азберемся, что за часть речи наречие.

Мы помним, что предметы могут иметь признаки, которые выражаются именами прилагательными, и признаки по действию, которые выражаются причастиями.

У действий тоже существуют свои признаки, которые выражают­ ся особой частью речи – наречиями: горячо спорить, встретиться вечером, двигаться впереди, идти навстречу, нарочно испортить, очень устать и т. д. Мы видим, что эти признаки присоединяются к глаголам, зависят от них.

На какие вопросы отвечают наречия?

Попробуем изменить глаголы, поставить их в разные формы: горячо споришь, встретимся вечером, двигался впереди, иду навстречу, нарочно испортила, очень устаем.

Изменились ли наречия при изменении глаголов? (Нет. На­ речие, как и деепричастие – неизменяемая часть речи.)

Придумайте предложения, в которые вошли бы эти словосо­ четания глаголов с наречиями.

Какими членами предложения выступают наречия? (Обсто­ ятельствами.)

Какие еще части речи имеют значение действия? (Причастия, деепричастия.)

Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия. Сочетаются ли с ними наречия? (Да, сочетаются: горячо споривший, встретившись вечером, двигающийся впереди, идущий навстречу, нарочно испортив, очень устав.)

Попробуем еще расширить сферу влияния наречий. Придумаем словосочетания других самостоятельных частей речи с наречиями: яйца всмятку (с существительным), очень интересный (с прилагательным). Наречие может сочетаться и с другим наречием: необы чайно быстро, довольно хорошо.

А может ли наречие образовывать словосочетания с место­
имениями и числительными? (Нет.)

Ш. Выполнение упражнений 1. Упражнение 197: комментированное письмо. 2. Упражнение 198: устно. 3. Упражнение 200: устно; задание с прямой речью, морфологи­ ческий разбор слова убитым и синтаксический разбор последнего I предложения – письменно у доски и в тетрадях.

Сточки зрения норм литературного языка неоправданно упот­ реблено наречие в словосочетании ужасно глубокие.

4. Упражнение 201: устно (из истории языка). Домашнее задание

1- § 32.

2. Упражнение 199.