Цель: учить видеть красоту поэзии; находить в стихах сравнения, образы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
В начале урока учитель сообщает учащимся, что с сегодняшнего урока они приступают к изучению нового раздела «Люблю природу русскую».
– Как вы думаете, ребята, о чем будут произведения, помещенные в этом разделе?
– Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе. Сегодня мы с вами познакомимся с двумя стихотворениями Федора Ивановича Тютчева. Когда вы будете слушать стихи, постарайтесь представить то, о чем говорится в стихотворениях.
2. Работа над стихотворениями.
1) Учитель читает стихотворение (лучше, если учитель будет рассказывать наизусть).
2) Высказывания детей.
– Найдите в стихотворении слова, которые подтверждают, что поэт пишет о Зиме и Весне как о живых существах.
Запись в тетради:
Зима Весна
злится стучится
хлопочет хохочет
ворчит умылася
взбесилась стала румяней
– Как вы думаете, почему Ф. Тютчев решил именно так изобразить зиму и весну?
– Кого вам напомнили Зима и Весна из стихотворения?
– Что вы представили, какие картины нарисовали?
3) Работа над выразительным чтением.
Физкультминутка
4) Далее учитель предлагает учащимся послушать еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды».
Чтение стихотворения учителем.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Чем похожи оба произведения?
– Как вы понимаете слова «гонец», «гонцы»?
– Какое объяснение можно найти в стихотворении?
– С какой интонацией, в каком темпе нужно читать стихотворение?
– Какие слова передают движение воды?
5) Работа над выразительным чтением.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: работать над выразительным чтением стихотворений, одно стихотворение (по выбору) выучить наизусть.