1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с таблицей.
– Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.
Примеры |
-чик- |
-щик- |
рассказ..ик заказ..ик лет..ик барабан..ик совет..ик экскаватор..ик развед..ик камен..ик стеколь..ик буфет..ик перебеж..ик перепис..ик |
3. Упражнения 247–249.
4. Письмо по памяти.
Будет вечер – заговорщик и обманщик,
Темнота на мостовые упадет,
Но вглядись – и ты увидишь,
Как веселый барабанщик
С барабаном вдоль по улице идет.
Б. Окуджава
5. Выборочный диктант.
Учитель читает текст. Задача учащихся – записать слова с суффиксами -чик-, -щик-, обозначающие профессии людей.
В старину изготовление книг требовало большого труда многих людей. Один человек готовил тетради и разлиновывал их, другой – переписчик – писал черный текст. Художник-рисовальщик разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры.
Позднее, после появления книгопечатания, над книгой стали работать наборщики, которые вручную составляли из свинцовых литер строчки и страницы. Батырщик – помощник печатника – наносил на набор краску. Листы, покрытые ровными строчками текста, развешивались на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу. Часто переплеты были очень дорогими, имели отделку из золота, серебра и драгоценных камней. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью, чтобы никто не мог украсть.
Книжное дело было настоящим искусством. (По Павлову.)
Домашнее задание: упражнение 250.